Итоги конкурса мини-эссе
в рамках IX МШИИК, посвящённой 150-летию отмены крепостного права в России


Нравственное значение отмены крепостного права



Эссе участников Конференции оценивались по следующим критериям:
1. Глубина раскрытия темы.
2. Историко-культурная эрудиция (владение фактическим материалом).
3. Зрелость позиции.
4. Язык и стиль изложения: логичность, ясность, речевая грамотность, позиционная стройность.
5. Оригинальность.
Максимальный балл: 12 баллов.

Место Количество баллов Фамилия, имя участника Информация об участнике

Работа

1 10 Викторенкова Виктория, Клопова Олеся 10 класс МОУ "Ильинская СОШ" Село Ильино Западнодвинского района Тверской области Для того, чтобы лучше понять, в чем заключается нравственное значение отмены крепостного права, мы хотели бы напомнить правовое положение крестьян до реформы.
Крепостное право складывалось в России постепенно: с Судебника Ивана III (1497 г.) до Соборного Уложения Алексея Михайловича (1649 г.). К началу XIX века оно приобрело совершенно уродливые формы.
Помещики творили произвол. Их власть над крестьянами фактически была безграничной. По «своду законов» 1842 года они могли в качестве наказания подвергать крестьян порке розгами по 40 ударов и палками до 18 ударов, аресту до двух месяцев, ссылать в Сибирь или отдавать в рекруты сроком на 25 лет. Особенно изнурительна была барщина. Не выполнишь норму, выпорют розгами. Помещики могли продавать своих крепостных. Вот типичный документ того времени. Купчая: «Летом 1783 июня в 14 день торопецкий помещик поручик Александр Михайлов сын Челищев, дал сию купчую господину генерал-майору Василию Иванову сыну Елагину, крепостную свою Торопецкого уезда Старинской волости деревни Пикалихи крестьянскую дочь девку Меланью Лазареву, за которую взял я, Челищев, у него, Елагина 10 рублей». Эта купчая, можно сказать, отражает «нормальные» отношения между крепостными и помещиками. В этой купчей поражает и то, что образованный человек, помещик Челищев, в официальном документе применительно к крестьянке употребляет пренебрежительное слово «девка». Видимо, это тоже было вполне нормально.
Очень прославилась своей жестокостью наша местная «Салтычиха» - помещица Любовь Ярыжкина. В 1825 году она вместе с мужем, поручиком Ярыжкиным, засекла до смерти крестьянку Прасковью Иванову. Суд нашел убийство недоказанным. В 1832 году, не выдержав истязаний, покончила с собой крепостная Ярыжкиной Авдотья Леонова. Суд признал, что госпожа Ярыжкина жестоко наказывает людей, а именно крестьянке Анисье Родионовой заковывала руки железом. У крестьянки Авдотьи Ивановой два месяца были закованы руки назад. Также была закована пятнадцатилетняя девка Прасковья Андреева две недели днем и ночью, и потом полгода на ночь. Так как и в этот раз помещица осталась безнаказанной, летом 1841 года Ярыжкина совершила новое преступление – засекла до смерти горничную Анну Федорову. Сословный дворянский суд приговорил Ярыжкину к заключению в тюрьму и к ссылке на поселение в Сибирь. Однако Сенат вынес решение о том, чтобы тюремное заключение Ярыжкиной было заменено церковной епитимьей.
А. И. Герцен в своей книге «Былое и думы» исследовал судебные материалы по делу Ярыжкиной и сделал вывод, что большинство русских помещиков «недалеко еще ушли от Салтычихи и американских плантаторов». Когда передовые люди России говорили и писали о «гнусной российской действительности», они конечно же имели в виду бесправное рабское положение крепостных крестьян.
И вот это крепостное рабство уничтожила реформа 1861 года. Конечно же, реформа получилась не такой, какой мечтали ее видеть передовые люди России: Кавелин, Герцен и Огарев, Чернышевский и Добролюбов. Они считали, что народ царем обманут, настоящей воли не получил, ободран до нитки. Реформа была построена на тяжелых компромиссах, она учитывала интересы помещиков гораздо больше, чем крестьян, но она дала свободу миллионам людей. При этом ее проведение доказало возможность и плодотворность мирных преобразований в России, совершающихся по инициативе власти. Показательно, что в Соединенных Штатах Америки ликвидация рабства, произошедшая на насколько лет позже, стала возможной лишь в результате Гражданской войны.
Освобождение крестьян изменило нравственный климат в стране, повлияло на развитие общественной мысли и культуры в целом. Оно создала условия для либеральных преобразований в сфере управления, суда, образования и др.
Несмотря на ограниченный характер реформы, Александр II, давший вольную крестьянам, вошел в отечественную историю как царь – Освободитель. Так его называли не только историки, но и крестьяне. В нашей местности 30 августа 1913 года в селе Биберево возле Бельско-Торопецкого большака была освящена каменная часовня, устроенная по инициативе местного священника И. Людоговского на добровольные пожертвования крестьян «в память 50-летия освобождения от крепостной зависимости». В честь этого же события в селе против волостного правления поставили бюст-памятник императору Александру II. Мы считаем, что эти факты свидетельствуют о признании важности «Великой реформы» и о благодарности царю-Освободителю.
2 10 Ольховская Иветта 9б класс, ЧОУ «Гимназия № 1», город Новороссийск, РФ Крепостное право… Одна только фраза уже ассоциируется у нас со страшным периодом времени, когда люди были лишены нормальных условий для жизни, защищенности и элементарных гражданских прав. Положение российских крестьян до 1861 г. скорее можно определить как рабство. Те условия жизни, которые правительство Российской империи предоставляло крепостным крестьянам, были аморальны:
• крестьян абсолютно не принимали за людей, т.е. никто не считался с их мнением, с их нуждами, желаниями и устремлениями;
• им могли причинить телесные повреждения, применить наказания на усмотрение помещика вплоть до ссылки в Сибирь!
• крепостных крестьян могли разлучить с родными и продать как вещь другому помещику;
• крестьянами помещики распоряжались как личным имуществом: как и скотом, землей, оборудованием и прочим; об этом говорит текст объявлений о продаже крестьян, невозможность продать мануфактуру без приписанных к ней крестьян;
• крестьяне при этом не имели никаких прав: ни на землю, ни на свободу, ни права голоса;
• наконец, крестьяне были лишены какой-либо защиты со стороны государства, так как они являлись личной собственностью помещика.
Естественно, из-за таких условий и крестьяне, и масса других прогрессивных людей, которым было стыдно за их рабскую жизнь, с нетерпением ждали каких-то коренных изменений. Надежда на освобождение крестьян давно жила в народе, поддерживалась всеми слоями населения: от дворян до самой нищей и бесправной дворовой челяди. Рабское состояние не давало простора развитию личностных качеств, лидерской самостоятельности, предприимчивости. Хотя, российский крестьянин всегда славился живучестью и смекалкой, люди не имели возможности реализовать свои идеи и проекты. Веками крестьяне были связаны крепким узлом силой общины, а с другой стороны – волей помещика. Все лучшие качества отсекались, культивировалась покорность, исполнительность, послушание.
И вот, наконец, проводится всеми долгожданная крестьянская реформа. Манифест сопровождался рядом законодательных актов. Теперь крестьяне объявлялись лично свободными. Это означало, что бывшие крепостные получили право самостоятельно pacпоряжаться своею жизнью и личной собственностью.
Крестьяне также получили и ряд гражданских прав. Например, переходить в другие сословия – мещан, купцов без разрешения помещика, заниматься промыслами, торговлей, владеть движимым и недвижимым имуществом, заключать сделки, предъявлять иски, поступать на службу и в учебные заведения. Помещики больше не могли продавать крестьян, наказывать, вмешиваться в их семейные дела.
Многовековая безнравственная основа жизни крестьян была ликвидирована. Теперь они сами должны были планировать свою жизнь, добиваться успешности и преодолевать мучительные трудности. Были и такие, кто плакал при чтении Манифеста и растерянно сетовал, мол, куда же мы без хозяина нашего, без помещика. Из поколения в поколение люди привыкали жить в покорности и зависимости. Но были и упорные труженики, которые воспользовались свободой во благо семьи и страны. Они работали, обустраивали и поднимали свои хозяйства, приращивая и опыт, и капитал. Многому учиться теперь приходилось заново – и свободе, и ответственности за все свои действия.
Выдающееся значение Манифеста по отмене крепостного права, к сожалению, омрачалось полной нищетой, на которую реформа обрекала крестьян, той кабалой, в которую они попадали при временнообязанном состоянии.
Очень жаль, что Россия расставалась с рабским состоянием крестьян долго и мучительно, через нищету и фактическое бесправие крестьян. Но главное нравственное значение – в личном освобождении, в предоставлении крестьянам свободы выбора и гражданских прав. В Европе к 60-м годам XIX века уже сформировались основы конституционализма, а в России огромная часть населения только получила свободу и еще обдумывала, что с ней в таком виде делать. Не просто бывшим рабам воспользоваться свободой, нужно было еще воспитать поколение самостоятельных и гармоничных личностей.
Главная заслуга Александра II в том, что впервые в России заговорили о проблеме крепостной зависимости в полный голос, и в том, что при мощном сопротивлении помещиков, он решился на освобождение крестьян. Рабство безнравственно и уничижительно для личности. Не случайно, в памяти народной этот царь остался Освободителем. А на стенах Храма Воскресения Христова (Спаса на крови) укреплены гранитные доски с важнейшими достижениями Александра II. Благодарные потомки высекли на одной из них дату и название Манифеста об уничтожении крепостного права.
Отмена крепостного права уничтожила бесправие и зависимость крестьян. Манифест Александра II заложил основы нравственного и всестороннего развития целого поколения сельских, свободных тружеников. В этом его основное значение.
2 10 Руденко Дарья 7а класс МОУ лицей № 5
им. Ю. А. Гагарина, город Волгоград, РФ
К моменту проведения крестьянской реформы 1861 г. феодальный строй в России фактически был рабовладельческим. Помещики могли распоряжаться крестьянами как товаром: продавать, дарить, и даже лишать жизни! Они могли отбирать у них землю, переселять, применять жестокие телесные наказания. Встретить в России XIX в. гуманное отношение к крестьянам среди помещиков было практически невозможно. Жизнь крестьян была бесправная, тяжелая.
Во времена правления Николая I помещики все больше и больше эксплуатируют крестьян, которые лишаются последних прав и возможностей. Из-за тяжелого положения крепостных растет число крестьянских волнений. Это заставляет нового государя всерьез задуматься о крестьянском вопросе, чтобы избежать нового восстания, похожего на Пугачевское.
Историки выделяют несколько точек зрения на причины отмены крепостного права. Согласно первой точке зрения, правительство, решившись на отмену крепостного права, ориентировалось на политические причины: поражение России в Крымской войне способствовало росту напряженности в обществе и угрожало стабильности в стране. Согласно второй точке зрения, преобладали экономические причины. Крепостное право было отменено в результате кризиса крепостного хозяйства. Русский историк В. О. Ключевский, отстаивая эту позицию, видел наличие кризисной ситуации в том, что наблюдался рост задолженности помещиков перед государством и учащались случаи залога их имений. При этом он подчеркивал, что «…экономическое положение дворянского хозяйства подготовило уничтожение крепостного хозяйства, еще в большей степени подготовленное необходимостью нравственной».
Действительно, крепостное право представлялось Александру II великим общественным злом, об упразднении которого уже неоднократно помышляли его предшественники и все лучшие русские умы. Но в отличие от Николая I, который также считал крепостное право злом, но его отмену находил «злом еще более гибельным», он не побоялся разрубить гордиев узел - решить острый крестьянский вопрос - отменить в России рабство!
Таким образом, нравственное значение реформы я вижу в личном освобождении крестьян из крепостного рабства. После проведения реформы 1861 года крестьяне получили права на личную собственность. Они могли свободно передвигаться, защищать свои права в суде, могли свободно вступать в брак. Кроме того, была сделана попытка изменить сознание общества по отношению к крестьянам. Благодаря реформе, «…Порвалась цепь великая...» - прекратило существование крепостное право, из-за которого с крестьянами обращались как с бездушными вещами. Несмотря на несущественные заработки, маленький размер надела, за который надо было платить огромный непосильный налог, крестьяне получили Свободу.
2 10 Петрова Татьяна МОУ СОШ № 1, ЗАТО Озёрный, Тверская область, РФ Нравственное значение отмены крепостного права неоценимо. Реформа стала переломным моментом, гранью между Россией крепостной и Россией свободного предпринимательства, создав необходимые условия для утверждения капитализма в стране. На смену темному, забитому, патриархальному крестьянину пришел крестьянин, побывавший на заработках в городе, много видевший и многому научившийся. В условиях относительно быстрого экономического развития России в конце XIX - начале XX в. и подъема культуры сформировался значительный слой людей интеллектуального труда в различных областях науки и техники, литературы и искусства, школьного и врачебного дела.
Да, реформа была построена на компромиссах, но учитывала интересы помещиков в гораздо большей степени, чем интересы крестьян. Она не до конца искоренила крепостничество, пережитки которого тормозили развитие капитализма. Реформа явилась грабительской по отношению к крестьянам, она в известной мере ущемляла и экономические интересы помещиков: личное освобождение крестьянства ликвидировало монополию помещиков на эксплуатацию крестьянского труда, реформа заставила отдать крестьянам в собственность их надельную землю. Велико было нравственное потрясение бар "последышей", привыкших бесконтрольно распоряжаться судьбами и даже жизнью своих "крепостных душ". Подавляющее большинство помещиков встретило реформу 1861 г. с раздражением, надеясь, что изданный закон скоро будет изменен в желаемом для них духе.
Как только крестьяне вникли в суть манифеста, сразу же возникли слухи, что помещики скрывают настоящий манифест. В Пензенской, Тамбовской и Казанской губерниях начались волнения. Как обычно, бунты подавлялись военной силой. Десятки крестьян были убиты и сотни ранены. Власти пытались скрыть происходящее, но подобных фактов оказалось слишком много. Особенный резонанс вызвали трагические события в селе Бездна Казанской губернии, где войска расстреляли восставших. Весть о бездненском усмирении произвело удручающее впечатление в обществе и вызвало ряд антиправительственных демонстраций. Осенью 1861 г. происходили серьезные студенческие волнения в Петербурге, в Москве, в Казани, в Киеве, и в этом же году появились первые нелегально изданные революционные прокламации "Великорусс", "К молодому поколению" и др. В стране резко активизировалось революционное движение.
Данная реформа стала толчком для крестьян. Люди поняли, что они не бесправны, что могут пытаться защищать свои права. Также после проведения реформы были созданы условия для широкого развития рыночных отношений, Россия вступила на путь капитализма, за 40 последующих лет страна проделала путь, который многие государства прошли за века.
Значение реформы чрезвычайно велико. Освобождение миллионов крепостных, втягивание крестьянского и помещичьего хозяйства в рыночные отношение, расслоение крестьянства, формирование рынка вольнонаемного труда, ускоренное развитие промышленности — все это прямые следствия реформы. Но ликвидируя крепостное право, власть более всего думала об интересах дворянства (в нем она видела основу стабильности и порядка). Сохранив помещичье землевладение, переложив на крестьян расходы по его содержанию, увековечив общину, реформа создала полукрепостническую, неэффективную, трагически отсталую аграрную экономику. Крестьянская реформа была первой в ряду либеральных реформ 60-70-х гг. Важнейшими из них были земская, судебная и военная реформы.
Ликвидация феодальных отношений в деревне не единовременный акт 1861 г., а длительный процесс, растянувшийся на несколько десятилетий. Однако реформы 60-70-х годов не коснулись верхних этажей власти. Сохранялись самодержавие и полицейский строй, унаследованные от прошлых эпох.
3 9 Машталер Мария МОУ СОШ № 1 ЗАТО Озёрный, Тверская область, РФ Я считаю, что отмена крепостного права в России имела огромное нравственное значение.
Крепостные крестьяне в нашей стране буквально находились в состоянии рабства. Это имело крайне вредные последствия. С одной стороны, оно приводило к деградации народа, уничтожая в людях чувство человеческого достоинства и стремление к труду на благо себя самого и общества, с другой - отражалось неблагоприятно на помещиках. Давно известно, что для психики человека крайне вредна зависимость от людей, подвластных его капризам и желаниям; господин неизбежно привыкает исполнять все свои прихоти и перестаёт владеть своими страстями. Распущенность становится существенной чертой его характера. В пример можно привести помещицу Дарью Николаевну Салтыкову, прозванную Салтычиха. Она предавалась развлечению, привычному в те времена, жестоко истязала своих крепостных крестьян. Помещица замучила насмерть огромное количество дворовых людей, преимущественно женщин. В 1768 году она была приговорена к смертной казни, которая была заменена пожизненным заключением в монастырской тюрьме. В монастыре Салтыкова провела 33 года и никогда не раскаивалась в своих злодеяниях.
Велико было нравственно значение отмены крепостного права. Реформа покончила с насилием, унижением простого народа, крепостные обрели личную свободу, были созданы условия для личностного развития - способность сознательно действовать в соответствии со своими интересами и идеями. Это послужило толчком к духовному развитию России.
4 8 Островко Яна 10 класс СШ №97 Город Минск, Республика Беларусь История – духовный опыт народа. Невозможно двигаться дальше, не изучив этот опыт, не зная прошлого…
Согласно этому утверждению, я решила заглянуть в историю, чуть раньше 1861 года. Война 1812 года способствовала пробуждению национального самосознания и протесту лучшей части дворянства против самодержавия и крепостнической системы. Люди того времени ненавидят рабство, подлость, приспособленчество. И уже в то время народ стал задумываться о своей свободе и независимости.
А теперь вернемся в 1861 год. Крестьяне требовали отмены барщины и без выплатной передачи в их руки тех земель, которые они обрабатывали. В Беларуси в 1858-1860 гг. произошло более 40 выступлений крестьян. Дальнейшее развитие сельского хозяйства, промышленности при сохранении феодально-крепостнических отношений стало невозможным.
Таким образом, нарастание крестьянского движения заставило царское правительство пойти на отмену крепостного права. 19 февраля 1861 года Александр II подписал Манифест, общие и местные положения, а также дополнительные правила. В соответствии с общим положением крестьяне получали некоторые гражданские права. Они могли заниматься промыслами, торговать, приобретать движимое и недвижимое имущество, поступать в учебные заведения и на службу, нести личную ответственность перед судом и т.д.
Вся земля, которой пользовались крестьяне, признавалась собственностью помещиков. Крестьяне на протяжении 9 лет должны были выкупить ее. До заключения выкупной сделки крестьяне считались временнообязанными и несли повинности в пользу помещика.
Сумма платы за землю определялась с таким расчетом, чтобы помещик мог положить ее в банк под 6% годовых и ежегодно получать сумму, равную годовому оброку. Это была очень значительная сумма, которой крестьяне не имели. Поэтому 80% необходимых денег помещикам дало государство, а 20% крестьяне должны были заплатить сами. Выплаченные государством деньги крестьяне должны были вернуть с учетом процентов за 49 лет. В итоге общая сумма, которую крестьяне вынуждены были заплатить за землю, в три раза превышала ее рыночную стоимость.
Как и любое действие со стороны власти, так и отмена крепостного права имело две стороны: положительную и отрицательную.
К положительной, на мой взгляд, относится то, что Манифест об отмене крепостного права явился поворотным моментом в историческом развитии России, в том числе и Беларуси. Крестьяне получили личные и имущественные права, сословное самоуправление. Была ликвидирована монополия помещиков на эксплуатацию крестьянского труда, что способствовало росту рынка рабочей силы в промышленности и сельском хозяйстве. Сложились условия для установления капиталистического способа производства.
К отрицательной относится то, что крестьяне были поставлены в жесткие рамки выплат за землю. Из этого следует, что крестьяне должны были брать «кредит» у государства на оплату земли. Но государство тоже не хотело оставаться в дураках, и брали «кредиты» у крестьян с процентами, которые в дальнейшем увеличивали сумму за землю в три раза, по сравнению с рыночной стоимостью. Это и было самым негативным штрихом в этом Манифесте.
Времена меняются, а нравственные проблемы всегда те же. Что такое добро? В чем счастье человека? Где истина? Эти вопросы постоянно возникают перед человеком. И человек их решает в меру своих духовных сил и нравственных принципов. Так и люди, проживавшие в середине XIX века, решили вопрос о своей свободе и независимости.
4 8 Петряева Анастасия 9А класс, Лицей № 597
Город Санкт-Петербург, РФ
Вот начался этот таинственный 1861 год. Что он нам принесёт? Крестьянский вопрос должен в нём решиться. Не довольно ли этого одного, чтобы назвать его таинственным и даже роковым? Может быть, это самая важная эпоха в тысячелетии существование России.

Я думаю, что крестьянская реформа была компромиссным вариантом упразднения крепостничества. Уязвимые положения этой программы реформирования коренились в том, что, получив землю и волю, крестьянин не стал собственником своего надела и полноправным членом общества (вплоть до 1903 года крестьяне подвергались телесным наказаниям по решению деревенского схода или местной администрации), им не было предоставлено право выбора вариантов аграрных преобразований.

Я считаю, что после отмены крепостного права крестьяне стали проявлять характер по отношению к помещикам. Социальная психология дворянства не изменилась, тогда, как социальная психология крестьян стала совсем другой. Раньше крестьяне мирились с тем, что их грабили и истязали, теперь отвечали на это восстаниями, поджогами, убийствами помещиков и управляющих, а чаще всего массовым неповиновением.
Обычно человек не думает о дальних перспективах, о счастье далеких потомков, он хочет жить нормально здесь и сейчас. Именно поэтому попытка освобождения крестьян сверху и без земли неизбежно вызвала бы огромные социальные потрясения, а следовательно, была невозможна в тот момент. Хозяйств, регулярно использовавших наемную рабочую силу, было немного, мгновенно появиться они не могут по объективным экономическим причинам, помещичьи хозяйства не способны быстро перестроиться из-за отсутствия капиталов, и в результате в отношениях землевладельцев и безземельных крестьян все осталось бы по-прежнему — барщина в виде отработок за землю, оброк. Так как свобода есть, а улучшения жизни нет, то отсюда следует взрыв недовольства. Преждевременность, форсированное развитие промышленной модернизации России, начавшейся с отмены крепостного права в 1861 году, которая велась в интересах государства, во многом предопределили и характер реформ 1860-х годов, и дальнейшую судьбу России.
Враждебное отношение к крепостному праву и к помещикам делало крестьян восприимчивыми к слухам. В 1854 и 1855 годах во время издания указов о призыве добровольцев в морскую флотилию, а затем в государственное ополчение крестьяне поняли их как обещание свободы за добровольную службу и самовольно массами уходили в города, чтобы записаться в ополчение.
Торгово-промышленная деятельность "воскресла" с отменой крепостного права, открылись новые сферы для предпринимательства, в города хлынул поток рабочих рук. Между городами и уездами восстановились былые связи и создались новые.
Выравнивание всех перед судом, падение крепостной зависимости, создание новых либеральных форм общественной жизни привели к свободе личности. А чувство этой свободы пробудило желание развить ее. Начали создаваться мечты об установлении новых форм общественной и семейной жизни.
4 8 Петряева Надежда 9А класс, Лицей № 597
Город Санкт-Петербург, РФ

Нравственность должна выступать в роли красоты. Нравственность — это разум воли.
Г.В.Ф. Гегель.
О времена! О нравы!
Цицерон


Прежде всего, нравственность – это нрав - способ поведения. Нравственность лежит в сфере деятельности людей и есть исполнение правил поведения в обществе.
Разговоры о земельных проблемах и крепостничестве задавались в стенах реформаторов задолго до принятия реформы, но расчёты реформаторов оправдались через 20 лет после вступления в силу Манифеста 1861 года. Не зря опытный председатель совета министров Пётр Аркадьевич Столыпин (1862-1911), разбирающий проблемы аграрного вопроса, в 1900-ых годах сказал: «Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России».
После реформы 1861 года, проведенной Александром II, крестьяне не получили желаемого покоя. Перед тем, как помещик продавал, а крестьянин покупать землю, требовалось определить её стоимость. Предлагалось установить выкуп по среднерозничной стоимости земли…
Жизнь крестьянина стала наполняться сплошной суетой, ведь кроме хозяйства на своих наделах, ему ещё и нужно было заниматься землевладельческими вопросами.
В результате крестьянское землепользование (т.е. площадь обрабатываемой крестьянами земли) сократилось. Для прожиточного минимума крестьянину требовалось от пяти до восьми десятин земли в зависимости от ее плодородия. Большинство же крестьян получили наделы от двух до четырех десятин. Более того, помещикам предоставили право самим решать, какие земли отвести крестьянам. Понятно, что лучшие участки, а также выгоны и водопои, без которых крестьяне не могли обходиться, остались у прежних владельцев. Таким образом, реформаторам не удалось сделать из освобожденных крестьян полноценных и независимых земельных собственников.
Пореформенные отношения между крестьянами и помещиками не были равноправными. При решении вопроса о размерах полевого надела частным собственником на землю выступал только помещик. Для крестьян не существовало даже понятия "собственность на землю". Они говорили, что земля ничья - "Богова",что землю можно только обрабатывать, но не владеть ею. Крестьяне искренне недоумевали, почему помещикам оставляют так много земли. Помещики и крестьяне при решении земельного вопроса говорили на разных языках. Два взаимоисключающих понимания крестьян и помещиков стали основным изъяном реформы, ликвидировать который не удалось.
Всё же главное содержание реформы оказалось не личная свобода крестьянина, сама по себе не особо ценная для него, а попытки решения земельного вопроса! Без наделения крестьянина достаточным количеством земли нечего бы было и говорить о его свободе. Реформа повлекла за собой обезземеливание крестьян, права которых на землю были ограничены властью общины. Крестьянина почти лишили права на свободу передвижения, но они стали более сильными в духовном плане (могли постоять за себя). Так всё же крестьянство было освобождено, или это своеобразное рабство продолжалось и после реформы? Напомню цель реформы:
-получение крестьянами личной свободы
-обеспечение крестьян наделами земли (в постоянное пользование) с правом выкупа (специально для этого правительство выделяет крестьянам специальный кредит)
-утверждение переходного («срочнообязанного») состояния.
Если сравнить цель реформы и её итоги, то она провалилась!
Правовое положение крестьян после реформы не очень изменилось. Они по-прежнему оставались низшим сословием!

4 8 Битар Талал 10А класс, Республиканское учебное заведение "Керченский учебно-воспитательный комплекс-интернат-лицей искусств Министерства образования и науки Автономной Республики Крым", г. Керчь, АР Крым, Украина Попробуйте представить себе, что у вас однажды вырос шестой палец на руке, вам это понравиться? Думаю, нет! А теперь представьте себе, что вы крестьянин, работающий на помещика, живущий на его земле не год, не два, не три, не десять и даже не двадцать, тут живет и жила вся ваша родня, здесь могила вашего отца и деда. И вам, человеку, который привык так жить, эту привычку тяжело поменять, да в конце концов у вас здесь корни, и вы просто не можете отсюда уехать, и семья хозяина вам стала почти родной. Вам предлагают отработать бесплатно еще 8 лет, и дальше - куда хотите, туда идите, как так? Почему так нечестно? Почему бы не давать каждому крестьянину то количество земли, которого ему бы хватило, чтобы жить хорошо и благословлять государство, в котором он живет, но это так романтично, так красиво, но, увы, я и вы уже не маленькие, чтобы так глупо мечтать! Я рассмотрел всю эту ситуацию со стороны Александра II, и хоть я не ярый фанат его политической деятельности, но я могу его поддержать. У него просто не было другого выхода. Поражение в Крымской войне и то, что Россия могла перейти в разряд второстепенных государств, вынудило Александра так действовать!
И поэтому Александр пошел на кардинальные методы для сплочения народа, он говорил: «Если мы не освободим крестьян сверху, то они освободят себя снизу». Это было первое проявление того, что Александр II до ужаса боится революции, боится, что его свергнут с престола! Самому Александру не особо и хотелось, чтобы отменили крепостное право, именно из-за этого его реформы такие бездушные по отношению к крестьянам, но, с другой стороны, вы представьте только, экономика страны была слабая, а что было бы, если бы крестьян освобождали без оброка, без выкупа, а так просто, давали свободу и еще денег , чтобы те развивались и жили хорошо. Да страна просто рухнула бы, и могло бы и не быть нынешней России. Так что очень тяжело выяснить, кто прав и чья точка зрения правильная. Александр II хотел сохранить государство, крестьяне хотели свободы и частично её получили.
Самым интересным моментом стала подготовка к отмене крепостного права! Сколько было споров и разных решений этого вопроса:
> крупные помещики-крепостники предлагали освободить крестьян, сохранив помещичью собственность на землю, а крестьянам разрешить пользоваться землей за барщину и оброк;
> среднепоместные дворяне нечерноземной полосы предлагали освободить крестьян с землей, но за огромный выкуп;
> дворяне черноземной полосы предлагали освободить крестьян лишь с маленькими наделами, чтобы потом заставить крестьян арендовать землю или батрачить;
> помещики-либералы предлагали освободить крестьян с землей, т.е. с пахотными наделами, но остальную часть земли оставить у помещиков;
> демократы (А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский) считали, что надо освободить крестьян с землей, без выкупа, а Н. А. Добролюбов фактически призывал к революционному решению земельного вопроса.
Сколько точек зрения, сколько мыслей? А ведь реформа была такая шаткая, что при первом недовольстве могло подняться восстание, а за ним еще одно и ещё одно, а потом и революция, но на удивление такого не произошло.
И причинами тому стали три фактора:
> были созданы условия для широкого развития рыночных отношений, Россия вступила на путь капитализма, за 40 последующих лет страна проделала путь, который многие государства прошли за века;
> неоценимо нравственное значение реформы, которая покончила с крепостным рабством;
> реформа открыла путь преобразованиям в земстве, суде, армии и так далее.
Но реформа была построена на компромиссах, учитывала интересы помещиков в гораздо большей степени, чем интересы крестьян. Она не до конца искоренила крепостничество, пережитки которого тормозили развитие капитализма. Было очевидно, что борьба крестьян за землю и подлинную свободу будет продолжена.
Но это уже другая история, от которой никуда не деться!
4 8 Климченко Татьяна 9 Б класс, МОУ СОШ № 27, город Смоленск, РФ Я считаю, что нравственное значение отмены крепостного права было очень велико для освободившихся от крепостного рабства крестьян, и для всей страны в целом. Ведь человек не должен никому принадлежать, он должен быть свободным! Человек сам должен управлять своей судьбой, а не подчиняться кому-либо. Тем более крестьяне – это самое многочисленное сословие. Я считаю аморальным то, что крепостное право вообще существовало. Ведь в нашей стране действовала такая несправедливость по отношению к людям низшего сословия. Ведь в то время, когда все страны продвигались вперед, в нашей стране еще существовал такой беспорядок: крестьян публично наказывали, даже женщин! Их даже за людей не считали, для помещиков они были просто вещью. А все это происходило потому, что помещики знали, что за это им ничего не сделают. Да, помещик не имел право убить крепостного крестьянина, но он мог забить его до смерти. Я считаю, что крепостная реформа явилась гранью между двумя эпохами: Россией крепостной и Россией свободного предпринимательства. Она стала первым шагом на пути к капитализму. Ведь отмена крепостного права освободила крестьян, дав им в том числе и потенциальную возможность для занятия предпринимательством. Крестьяне, вышедшие из крепостного права, шли работать на фабрики, заводы и другие предприятия, и таким образом наша страна получила огромную рабочую силу, и наконец, покончила с тем беспорядком, который в ней творился до отмены крепостного права.
4 8 Котова Мария 9А класс МОУ СОШ № 3
Город Нелидово, Тверской области
Время царствования Александра II (1856-1881) стало эпохой «великих реформ». Ее центральным событием стала отмена крепостного права. С окончанием Крымской войны (1856) в истории России началась, как ее называли современники, эпоха освобождения, или эпоха Великих реформ. Требование отмены крепостного права было выдвинуто представителями передовой общественно-политической мысли еще в конце XVIII в., все крупнейшие писатели говорили об аморальности крепостного права, за его отмену боролись тайные общества.
Главными причинами отмены крепостного права в России были следующие:
- во-первых, крепостничество сдерживало развитие промышленности, медленно шло накопление капитала. Россия могла перейти в разряд второстепенных государств;
- во-вторых, крестьянские хозяйства разорялись, так как помещики увеличивали барщину в Черноземье, а оброчные крестьяне уходили на заводы, подрывалась основа крепостнической экономики, базирующейся на принудительном, крайне неэффективном труде крепостных крестьян;
- в-третьих, кризис крепостничества явился одной из главных причин поражения страны в Крымской войне, которая показала военно-техническую отсталость России. Была подорвана финансовая система; крестьяне разорялись из-за рекрутских наборов, роста повинностей. Началось массовое бегство крестьян от помещиков;
- в-четвертых, рост числа крестьянских волнений (в 1860 г. произошло 126 выступлений крестьян) создавал реальную угрозу превращения разрозненных выступлений в новую «пугачевщину»;
- в-пятых, осознание правящими кругами, что крепостное право — «пороховой погреб» под государством. От либеральных помещиков, ученых, даже родственников царя, в частности младшего брата великого князя Константина, в адрес правительства стали поступать предложения, проекты реформирования земельных отношений. Александр II, выступая в 1856 году перед представителями московского дворянства, говорил: «Если мы не освободим крестьян сверху, то они освободят себя снизу»;
- в-шестых, крепостное право, как форма рабства, осуждалось всеми слоями русского общества.
19 февраля 1861г., в шестую годовщину своего восшествия на престол, Александр II подписал все законоположения о реформе и манифест об отмене крепостного права. Поскольку правительство опасалось народных волнений, публикация документов была отложена на две недели для принятия предупредительных мер. 5 марта 1861 г. манифест был прочитан в церквях после обедни. На разводе в Михайловском манеже Александр сам причитал его войскам. Так пало крепостное право в России
«Положение 19 февраля 1861 года». Историческое значение реформы
1. По Манифесту крестьянин сразу получал личную свободу «Положения» регулировали вопросы наделения крестьян землей.
2. Отныне бывшие крепостные крестьяне получали личную свободу и независимость от помещиков. Их нельзя было продавать, покупать, дарить, переселять, закладывать. Крестьяне теперь назывались свободными сельскими обывателями; они получали гражданские свободы — могли самостоятельно совершать сделки, приобретать и распоряжаться имуществом, заниматься торговлей, наниматься на работу, поступать в учебные заведения, переходить в другие сословия, самостоятельно вступать в брак. Но крестьяне получили неполные гражданские права: они продолжали платить подушную подать, несли рекрутскую повинность, их наказывали телесно.
3. Вводилось выборное крестьянское самоуправление. Крестьяне одного имения объединялись в сельское общество, и сельские сходы решали хозяйственные вопросы. Избирался сельский староста (на 3 года). Несколько сельских обществ составляли волость во главе с волостным старшиной. Сельские и волостные сходы сами распределяли предоставленную в надел землю, раскладывали повинности, определяли очередность отбывания рекрутской повинности, решали вопросы выхода из общины и приема в нее. Взаимоотношения крестьян и помещиков регулировались «уставными грамотами» и контролировались мировыми посредниками из числа помещиков. Они назначались Сенатом, не подчинялись министрам, а только закону.
4. Вторая часть реформы регулировала земельные отношения. Закон признавал за помещиком право частной собственности на всю землю имения, в том числе и на крестьянскую надельную землю. Крестьяне были освобождены с землей, иначе это привело бы к выступлению народа и подорвало бы государственные доходы (крестьяне были основными плательщиками налогов). Правда, большие группы крестьян не получили земли: дворовые, посессионные рабочие, крестьяне мелкопоместных дворян.
5. По реформе крестьяне получали установленный земельный надел (за выкуп). Отказываться от надела крестьянин не имел права. Размер надела устанавливался по обоюдному согласию помещика и крестьянина. Если согласия не было, то «Положения» устанавливали норму надела — от 3 до 12 десятин, что и фиксировалось в уставной грамоте.
6. Территория России была разделена на черноземную, нечерноземную и степную. В нечерноземной зоне помещик имел право сохранить за собой 1/3 часть земли, а в черноземной — 1/2 часть. Если до реформы крестьяне пользовались большим количеством земли, чем устанавливалось «Положениями», то часть земли у них отбиралась в пользу помещиков — это называлось отрезками. Крестьяне средней полосы потеряли на отрезках 20%, а в черноземной — 40% земли.
7. При наделении помещик предоставлял крестьянам худшие земли. Часть наделов располагалась среди помещичьих земель — чересполосица. За проход или прогон скота через поля помещика взималась особая плата. Лес и угодья, как правило, сохранялись в собственности помещика. Земля предоставлялась только общине. Землей наделялись мужчины.
8. Чтобы стать собственником земли, крестьянин должен был выкупить свой надел у помещика. Выкуп равнялся годовой сумме оброка, увеличенной в среднем в 17 раз. Порядок выплаты был следующий: государство уплачивало помещику 80% суммы, а 20% платили крестьяне. В течение 49 лет крестьяне должны были выплатить эту сумму с процентами. До 1906 года крестьяне выплатили 3 млрд. рублей — при стоимости земли 500 млн. рублей. До выкупа земли крестьяне считались временно обязанными по отношению к помещику, должны были нести старые повинности — барщину или оброк (отменены лишь в 1881 г.). Вслед за русскими губерниями крепостное право было отменено в Литве, Белоруссии, на Украине, в Закавказье и др.
9. Собственником земли была община, выйти из которой крестьянин до уплаты выкупа не мог. Была введена круговая порука: платежи-налоги поступали от всего общества, за отсутствующих вынуждены платить все члены общины.
10. После опубликования Манифеста во многих губерниях начались крестьянские бунты против грабительских положений реформы. Крестьян не устраивало, что после опубликования документов о реформе они еще 2 года должны были оставаться в подчинении у помещика — исполнять барщину, платить оброк, что предоставленные им наделы были помещичьей собственностью, которую они должны были выкупать. Особенно сильны были массовые волнения в селе Бездна Казанской губернии и в селе Кандеевка Пензенской губернии. При подавлении восстания в Бездне погиб 91 крестьянин, в Кандеевке — 19 крестьян. Всего в 1861 г. произошло 1860 крестьянских волнений, для подавления более половины из них была применена военная сила. Но к осени 1861 г. крестьянское движение пошло на убыль.
Крестьянская реформа имела огромное значение:
- были созданы условия для широкого развития рыночных отношений, Россия вступила на путь капитализма, за 40 последующих лет страна проделала путь, который многие государства прошли за века;
- неоценимо нравственное значение реформы, которая покончила с крепостным рабством;
- реформа открыла путь преобразованиям в земстве, суде, армии и т. п.
Но реформа была построена на компромиссах, учитывала интересы помещиков в гораздо большей степени, чем интересы крестьян. Она не до конца искоренила крепостничество, пережитки которого тормозили развитие капитализма. Было очевидно, что борьба крестьян за землю и подлинную свободу будет продолжена.
Реформа 1861 г. ударила "одним концом по барину, другим по мужику". Являясь грабительской по отношению к крестьянам, она в известной мере ущемляла и экономические интересы помещиков: личное освобождение крестьянства ликвидировало монополию помещиков на эксплуатацию крестьянского труда, реформа заставила отдать крестьянам в собственность их надельную землю. Велико было нравственное потрясение бар "последышей", привыкших бесконтрольно распоряжаться судьбами и даже жизнью своих "крепостных душ". Подавляющее большинство помещиков встретило реформу 1861 г. с раздражением, надеясь, что изданный закон скоро будет изменен в желаемом для них духе. Отовсюду посыпались жалобы помещиков на грозящее им разорение. Помещичье недовольство нашло свое выражение в начале 1862 г. в дворянских губернских собраниях, на которых раздавались открытые протесты против нарушения "священной дворянской собственности" и вносились предложения изменить в пользу дворянства изданный закон. Так, петербургское и московское дворянские собрания заявили, что реформа 1861 г. противоречит Жалованной грамоте дворянству 1785 г. и потребовали пересмотра закона 1861 г.
Крестьянская реформа 1861 г., несмотря на свою непоследовательность и противоречивость, явилась в конечном счете важнейшим историческим актом прогрессивного значения. Она стала переломным моментом, гранью между Россией крепостной и Россией свободного предпринимательства, создав необходимые условия для утверждения капитализма в стране. По сравнению с крепостной эпохой резко возросли темпы экономического развития, сложилась новая социальная структура, характерная для капиталистической страны: сформировались новые социальные слои населения - пролетариат и промышленная буржуазия. Изменилось и крестьянство. На смену темному, забитому, патриархальному крестьянину пришел крестьянин, побывавший на заработках в городе, много видевший и многому научившийся. В условиях относительно быстрого экономического развития России в конце XIX-начале XX в. и подъема культуры сформировался значительный слой людей интеллектуального труда в различных областях науки и техники, литературы и искусства, школьного и врачебного дела. Велико нравственное значение этой реформы, покончившей с крепостным рабством. Его отмена проложила дорогу другим важнейшим преобразованиям, которые должны были ввести в стране современные формы самоуправления и суда, подтолкнуть развитие просвещения. Теперь, когда все россияне стали свободными, по-новому встал вопрос о конституции. Ее введение стало ближайшей целью на пути к правовому государству такому государству, которым управляют граждане в соответствии с законом и каждый гражданин имеет в нем надежную защиту. Отмена крепостного права и проведение реформ в суде, образовании, печати, в области финансов, военном деле, проведение ряда правительственных мер для индустриального развития страны обеспечили прочное положение России в ряду крупнейших мировых держав.
4 8 Смирнова Софья Гимназия №2,

г. Нелидово, Тверская область, РФ

С окончанием Крымской войны (1856 г.) в истории России началась, как ее называли современники, эпоха освобождения, или эпоха Великих реформ. Требование отмены крепостного права было выдвинуто представителями передовой общественно-политической мысли еще в конце XVIII в., все крупнейшие писатели говорили об аморальности крепостного права, за его отмену боролись тайные общества.
С 1855 по 1881 г. Россией правил царь Александр II (его наставником в детстве был поэт В. А. Жуковский). Всю жизнь в его душе боролись два начала - гуманное, привитое Жуковским, и милитаристское, унаследованное от отца Николая I. С 16 лет Александр приобщился к государственным делам, в 1846 году был назначен председателем Секретного комитета по крестьянскому делу. Новый император не был ни либералом, ни сторонником коренных реформ в стране, но он осознавал, что главной причиной поражения в Крымской войне было крепостничество, поэтому реформы необходимы прежде всего для сохранения величия Российской империи. Впечатлительный Александр II впоследствии говорил, что книга «Записки охотника» Ивана Тургенева убедила его в необходимости отмены крепостного права. Главными причинами отмены крепостного права в России были следующие:
- во-первых, крепостничество сдерживало развитие промышленности, медленно шло накопление капитала. Россия могла перейти в разряд второстепенных государств;
- во-вторых, крестьянские хозяйства разорялись, так как помещики увеличивали барщину в Черноземье, а оброчные крестьяне уходили на заводы, подрывалась основа крепостнической экономики, базирующейся на принудительном, крайне неэффективном труде крепостных крестьян;
- в-третьих, кризис крепостничества явился одной из главных причин поражения страны в Крымской войне, которая показала военно-техническую отсталость России. Была подорвана финансовая система; крестьяне разорялись из-за рекрутских наборов, роста повинностей. Началось массовое бегство крестьян от помещиков;
- в-четвертых, рост числа крестьянских волнений (в 1860 г. произошло 126 выступлений крестьян) создавал реальную угрозу превращения разрозненных выступлений в новую «пугачевщину»;
- в-пятых, осознание правящими кругами, что крепостное право - «пороховой погреб» под государством. От либеральных помещиков, ученых, даже родственников царя, в частности младшего брата великого князя Константина, в адрес правительства стали поступать предложения, проекты реформирования земельных отношений. Александр II, выступая в 1856 году перед представителями московского дворянства, говорил: «Если мы не освободим крестьян сверху, то они освободят себя снизу»;
- в-шестых, крепостное право, как форма рабства, осуждалось всеми слоями русского общества.
Первые годы царствования Александра II были названы «первой российской оттепелью». Была объявлена амнистия политическим заключенным: декабристам, участникам Польского восстания, петрашевцам, списаны недоимки по налогам крестьян, ликвидированы военные поселения, ослаблена цензура, разрешен свободный выезд за границу.
Психологическое состояние людей к моменту подписания манифеста было катастрофически неустойчивым. Постоянное ощущение того, что они рабы, не могло не отразиться пагубно на их психике - люди не чувствовали себя полноценными людьми. Постоянная зависимость от кого-то другого удручала их, давила на них, становясь непосильной ношею.
Распалась цепь великая,
Распалась и ударила
Одним концом – по барину,
Другим – по мужику?
Эти великие строки ещё раз подтверждают, что как до, так и после отмены крепостного права всем было тяжело. Но чувство некого освобождения появилось.
5 7

Михайлова Анастасия

10 Б класс, МОУ СОШ № 27, город Смоленск, РФ С самого начала моего эссе хотелось бы немного поговорить о нравственности. Нравственность - есть принятие на себя ответственности за свои поступки. Нравственность основана исключительно на свободной воле, поскольку нравственным может быть только свободное существо. В широком смысле нравственность - все, что регулирует человека в обществе.
Так какой была нравственность в России до отмены крепостного права и была ли она вообще?! Вполне адекватный вопрос на сегодняшний день.
Крепостное право само по себе - совокупность юридических норм феодального государства, закрепляющих наиболее суровую и полную форму крестьянской зависимости при феодале. Основной признак крепостного права состоит в том, что крестьянство…считалось прикрепленным к земле, отсюда и само понятие. Как таковые крестьяне практически не имели прав, они всю жизнь работали, не видя свободы, их души не были особо ценны. У крестьян также практически не было никаких гражданских прав и никакой личной свободы, почти как у собак, которых люди частенько держат на цепи в какой-нибудь будке на улице. В наше время слыша о таком отношении к человеку, тяжело поверить, что именно такой была наша страна каких-то 150 лет назад. Больше похоже, на какое-то застывшее государство, но никак не на нынешнюю Россию.
Так о какой нравственности можно было говорить при таком отношении к таким же, как все мы, людям, равными перед друг другом. Ведь нравственность главным образом основана именно на свободной воле, какой у крестьян XIX века совершенно не было.
И вот наконец подобравшись к значению отмены крепостного права, можно точно сказать, что нравственное значение при принятии этой реформы было очень велико. Именно благодаря этой реформе тысячи крестьян получили права состояния свободных сельских обывателей. Они также получили возможность хотя бы частично жить как обычные люди, чувствовать себя людьми. Самим принимать за себя решения и самим же нести за них ответственность.
Неоспоримо велико было нравственное значение принятой реформы об отмене крепостного права, которая покончила с крепостническим рабством и подарила людям свободу, а также надежду на счастливое будущее, что тоже немаловажно для нашей великой державы.
5 7 Шейко Екатерина 10 класс СШ №97, город Минск, Республика Беларусь «Я хочу остаться наедине со своей совестью». Император попросил всех выйти из кабинета. Перед ним на столе лежал документ, который должен был перевернуть всю русскую историю — Закон об освобождении крестьян. Его ждали долгие годы, за него сражались лучшие люди государства. Закон не только ликвидировал позор России — крепостное право, но и давал надежду на торжество добра и справедливости. Подобный шаг для монарха — трудное испытание, к которому он готовился всю жизнь, из года в год, с самого детства…
Его воспитатель Василий Андреевич Жуковский не жалел ни сил, ни времени, чтобы привить будущему императору России чувство добра, чести, человечности.
Величайшим законодательным актом, открывшим «новое летоисчисление русской истории», стал Манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости, подписанный 19 февраля 1861 г. российским императором Александром II.
В первую очередь отмена крепостного права в России была продиктована не столько соображениями справедливости и нравственности, сколько состоянием экономики. Без коренных преобразований дальнейшее развитие России было невозможным, и Александр II выбрал реформы. Начинать надо было с отмены крепостного права, так как недовольство крепостных все возрастало, и хотя их стихийные выступления подавлялись военной силой, было очевидно, что долго так продолжаться не может.
ИЗ МАНИФЕСТА АЛЕКСАНДРА II
«...Мы положили в сердце Своем обет обнимать Нашею Царскою любовию и попечением всех Наших верноподданных всякого звания и состояния, от благородно владеющего мечом на защиту Отечества до скромно работающего ремесленным орудием, от проходящего высшую службу Государственную до проводящего на поле борозду сохою или плугом.»
Казалось бы - всё прекрасно! Одним росчерком пера Российского Самодержца – все слои общества получили равные права и условия жизни. Но было ли так на самом деле? На мой взгляд, - нет.
Да, можно утверждать, что по условиям реформы крестьяне получили личную свободу. Отныне их нельзя было продавать, покупать, дарить, переселять по желанию помещика. Крестьяне теперь имели право владения собственностью, свободу вступления в брак, могли самостоятельно заключать договора и вести судебные дела, могли приобретать недвижимое имущество на свое имя, имели свободу передвижения.
К личной свободе крестьянин получал земельный надел. Величина земельного надела устанавливалась с учетом местности и была неодинаковой в разных районах России. Если раньше крестьянин имел земли больше, чем устанавливал фиксированный для данной местности надел, то «лишняя» часть отрезалась в пользу помещика. Такие «отрезки» составили пятую часть всех земель. Надел давался крестьянину за выкуп. Четверть суммы выкупа крестьянин выплачивал помещику единовременно, а остальную часть погашало государство. Свой долг государству крестьянин должен был вернуть в течение 49 лет. До выкупа земли у помещика крестьянин считался «временнообязанным», платил помещику оброк и отрабатывал барщину. Взаимоотношения между помещиком и крестьянином регулировались «Уставной грамотой».
В результате реформ было уничтожено крепостное право - то "очевидное и для всех ощутительное зло", которое в Европе прямо называли "русским рабством". Однако земельная проблема не была решена, так как крестьяне при разделе земли были вынуждены отдать помещикам пятую часть своих наделов. Реформа была половинчатой, незавершённой. Крестьяне не получили то, о чём так мечтали – землю. Да, у них могла быть земля, но за деньги, а они рассчитывали на другое…
Я считаю, что сама реформа носила нравственный характер с позиции морали, т.е. равных условий проживания для всех подданных России. Реализации их прав. Но не все права были даны, а это самое главное!
5 7 Мосиенко Алина МОУ СОШ № 1, ЗАТО Озёрный, Тверская область, РФ

Я верю в свободу, в право человека быть самим собой, отстаивать себя и давать отпор всем тем, кто пытается помешать ему быть собой. Но свобода - это нечто большее, чем отсутствие притеснения. Это не только "свобода от". Это "свобода для" - свобода стать независимым..
Фромм Э.


Идея равенства людей своими корнями уходит в глубину веков. Именно равенство граждан является основой полноценного развития государства. Для человека ощущение гарантированных прав и свобод является неотъемлемой частью осознания себя и реализации своих возможностей в обществе. К сожалению, в нашем государстве свобода огромной части населения была предоставлена лишь во второй половине XIX века, при реформах, проводимых Александром II.
Свобода предполагает собой определённую независимость человека от внешних условий и обстоятельств. Существовавшее до 1861 года крепостное право, полностью ограничивало крепостных крестьян во всех видах деятельности. Нарастающие волнения крепостных, политический и экономический кризис, пережитки феодального уклада - все это требовало скорого разрешения, коим и стала крестьянская реформа.
Велико нравственное значение реформы. Покончено с рабством. Начало эпохи реформ, самоуправления, суда и т.д. По Манифесту крестьянин сразу получал личную свободу. «Положения» регулировали вопросы наделения крестьян землей.
Отныне бывшие крепостные крестьяне получали личную свободу и независимость от помещиков. Их нельзя было продавать, покупать, дарить, переселять, закладывать. Крестьяне теперь назывались свободными сельскими обывателями; они получали гражданские свободы - могли самостоятельно совершать сделки, приобретать и распоряжаться имуществом, заниматься торговлей, наниматься на работу, поступать в учебные заведения, переходить в другие сословия, самостоятельно вступать в брак. Но крестьяне получили неполные гражданские права: они продолжали платить подушную подать, несли рекрутскую повинность, их наказывали телесно.
Вводилось выборное крестьянское самоуправление. Крестьяне одного имения объединялись в сельское общество, и сельские сходы решали хозяйственные вопросы. Взаимоотношения крестьян и помещиков регулировались «уставными грамотами» и контролировались мировыми посредниками из числа помещиков. Они назначались Сенатом, не подчинялись министрам, а только закону.
По реформе крестьяне получали установленный земельный надел (за выкуп). Отказываться от надела крестьянин не имел права. Размер надела устанавливался по обоюдному согласию помещика и крестьянина.
После осуществления реформ 60-70х годов развитие капитализма в России пошло с такой быстротой, что за несколько десятилетий совершились превращения, занявшие в государствах Европы целые века. Вместе с тем в стране сохранялись пережитки феодально-крепостнических отношений. В этом состояла особенность социально-экономического развития России, придававшая особую остроту социальным конфликтам пореформенного периода.
Для того времени, освобождение крепостных, наделение их всех землями уже было огромным прорывом, но, конечно же, всех проблем крестьянская реформа решить так и не смогла. В итоге реформы было освобождено 20 млн. крестьян. Появилась свобода, появились новые трудности и проблемы. Оставались сословное деление, огромные подати, появились радикально настроенные партии, такие как «Земля и воля». Так же реформа носила грабительский характер и отдала крестьян фактически в кабалу к тем же помещикам.
««Крестьянская реформа» была проводимой крепостниками буржуазной реформой. Это был шаг по пути превращения России в буржуазную монархию» (Ленин В. И.)
Нельзя отрицать великого значение реформы Александра II 1861 года. Отмена крепостного права стала переломным моментом в истории нашего государства. Открываются огромные перспективы экономического и социального развития. Крестьянская реформа, таким образом, неизбежно вела к другим преобразованиям. Она предстаёт перед нами сложным и неоднозначным явлением, имевшим огромное значение в истории России. Но главной ценностью данной реформы все же остается то, что она позволила крестьянам получить долгожданную свободу. Долгожданную… Но принесла ли свобода счастье крестьянам? Ни счастья, ни радости, а только много искалеченных крестьянских душ, ищущих справедливость и путь к равенству.

6 6 Афанасьева Алеся МОУ СОШ № 1 ЗАТО Озёрный, Тверская область, РФ Со второй половины XVIII в. равновесие прав и обязанностей, на котором держался политический строй в России, нарушается: одно сословие продолжает пользоваться всеми прежними преимуществами и получает некоторые новые, в то время как с него спадали одна за другой его прежние обязанности. Это нарушение равновесия и почувствовали живо низшие классы, и почувствовали тем живее, что осязательным выражением этого нарушения было крепостное право, всего ближе их касавшееся.
Далее, крепостное право сообщило своеобразное направление умственной и нравственной жизни самого высшего общества. Направление это было прямым и естественным последствием того же странного положения, в какое поставлено было дворянство крепостным правом. Сословие это было самым привилегированным: оно руководило всем местным управлением, в его руках сосредоточивалось огромное количество основного капитала страны и народного труда. Но эти привилегии, поставив сословие неизмеримо высоко над остальным обществом, тем самым еще более оторвали его от остального общества, уединили его, сделали его более чуждым не только сельской крепостной среде, но и остальным свободным общественным классам. Между тем благодаря крепостному праву привилегированное сословие ничего не делало. Широкое участие в местном управлении не задало ему серьезного общественного дела. Дворянское самоуправление уже в царствование Екатерины успело утратить серьезное значение, стало карикатурой, над которой смеялись остальные классы общества и литература. Дворянские выборы стали ареной родственных или приятельских интриг, дворянские съезды - школой праздных разговоров и краснословия. И сельское хозяйство серьезно не занимало дворянина; пользуясь даровым трудом, дворянин не входил сам в хозяйственные дела, не вводил действительных улучшений в сельском хозяйстве, не старался принять производительное участие в народном труде, не хозяйничал, а правил крепостными душами и приказывал.
6 6 Бобровник Артём 9 «А» класс СШ №97, город Минск, Республика Беларусь У кого есть, «зачем» жить, тот может выдержать почти любое «как»
Ф.Ницше

Крепостное право – значимое событие в истории нашей Родины, но отнюдь не принёсшая нам ничего хорошего. Екатерина II первой в России стала называть крепостничество рабством, чем в полной мере выразила его суть. Люди практически добровольно (в отличии от американского рабства) отдавались на волю землевладельцев. Те же, в свою очередь, этим пользовались и жестоко подавляли различные попытки восстаний.
Само по себе крепостничество – явление жестокое и безнравственное. То, как относились помещики к крестьянам – не пример заботы и жалости. Полная эксплуатация, подавление каких-либо освободительных движений – вот сущность крепостничества.
Так долго продолжаться не могло. Вопрос об отмене крепостничества, как мне кажется, был предопределён. Народ не мог долго, добровольно, безропотно находиться под гнётом землевладельцев.
Когда вопрос об отмене крепостничества наконец начали рассматривать, возникло много проблем, споров и других действий, приведших к промедлениям. Землевладельцы не хотели отпускать крестьян, но раз встала такая необходимость, то им пришлось поступиться своими интересами. При этом землевладельцы никак не хотели отпускать крестьян просто так. Многие вопросы были затянуты именно потому, что помещики искали способы урвать себе кусок побольше: затяжные выплаты, возможность помещиков самим решать, какую землю – хорошую или плохую – получат крестьяне.
Белорусским крестьянам пришлось тяжелее всего – с них начинали проведение реформ, а так как те не были по должному отработаны, то белорусам пришлось испытать на себе лишние тяготы.
Отмена крепостничества лишь частично была связана с человеколюбием, гуманными порывами. Вопрос начал рассматриваться лишь во время многочисленных восстаний, когда сдержать крестьян было тяжело, что грозило в будущем привести к ещё более тяжёлым последствиям. Также нельзя не учесть тяжёлое послевоенное состояние. Лишь немногие действительно желали отмены «рабства» ещё до начала того, как этого потребовал народ. Это в большей части были белорусские, немногие польские и другие землевладельцы. Но при этом они всё же не желали расставаться со своей землёй.
Но, не смотря на отнюдь не самые гуманные намерения, крепостничество было отменено и людям дали свободу. Тут опять же сыграла жадность помещиков – народу пришлось ещё долго страдать после проведения реформ, от чего ему порой даже хотелось вернуться к былой жизни. Но землевладельцы, дворянство, ставшие на путь реформ, ничего изменить уже не могли.
Каждый из нас оценивает свои и чужие поступки, а также события и явления жизни в настоящем и прошлом. Но то, что важно и значимо для одних, оставляет равнодушными других и вообще не воспринимается как ценность - это значимость, которую предмет или явление имеет для нас.
6 6 Морозова Татьяна 10А класс, Республиканское учебное заведение "Керченский учебно-воспитательный комплекс-интернат-лицей искусств Министерства образования и науки Автономной Республики Крым", г. Керчь, АР Крым, Украина На вопрос "Значение отмены крепостного права" многие отвечают: послужила началом зарождения капитализма, открывала перед Россией новые пути в современный европейский мир. Конечно, это то, что сразу бросается в глаза. Не правда ли? Но у этой реформы есть и другое, более скрытое, но не менее важное значение: подписав манифест об отмене крепостного права, Александр II избавил Россию от рабского безнравственного облика, который, в течение многих столетий разделил людей на скотов и их баринов.
Как это могло произойти в Российской империи — издавна христианской Руси — вопрос уже другой.
И вот в XIX веке многим стало понятно, что хватит, пора уже ставить скот на две ноги. Не могу сказать с уверенностью, что Александр II — освободитель, не знаю его замыслов, желаний и корысти в этом деле. Но, рассматривая исключительно реформу 1861 года, можно с уверенностью сказать, что она действительно значительна не только в материальном плане.
Ведь рабство само по себе есть не что иное, как управление одними людьми другими, господство над кем-либо.
Было ли дано на это право помещику? Кто окрестил его всемогущим «барином»?
Все это было точно рабство. Так же неравно и несправедливо.
Теперь же: слушайте, крестьянин стряхнул пыль с колена и что-то, пусть еще не совсем уверенно, ответил помещику.
6 6 Чиркина Елена 11 класс МОУ средней школы №5

г. Нелидово, Тверская область, РФ

19 февраля 1861 года царь Александр II подписал манифест об «освобождении» крестьян. Однако этот манифест в народе был встречен враждебно. Не такой «воли» ожидали крестьяне. Позднее видный общественный деятель, публицист и писатель Н. П. Огарев в статье, опубликованной в газете «Колокол», писал: «Народ царем обманут». Статья призывала не ждать добра от царя, а самим отстаивать «землю мирскую, волю народную да правду человеческую». Крестьянское движение не утихло, а усилилось. Об этом говорит рост волнений, а также восстания в селе Кандеевке (Пензенская губерния) и селе Бездна (Казанская губерния).
С одной стороны, крестьяне получали личную свободу и имущественные права. С другой стороны, до заключения выкупных сделок считались временнообязанными и должны были отрабатывать барщину или платить оброк. Это вызывало резкое недовольство крестьян. Благополучия реформа крестьянам не принесла. Народ разорялся. Нищенские наделы, тяжелые подати и повинности, неурожаи, голод, несправедливость, господствовавшие на каждом шагу, заставляли крестьян покинуть отцовские земли и искать лучшей жизни, уходя на заработки в города. С этой точки зрения, на мой взгляд, трудно говорить о нравственном значении реформы 1861 года. Довольно скептически отнеслась к реформе и передовая часть русского общества, в том числе прогрессивные писатели и поэты. В частности, Н. Некрасов писал в поэме «Кому на Руси жить хорошо»:
«Распалась цепь великая,
Распалась и ударила
Одним концом по барину,
Другим по мужику…»
Действительно, реформа не удовлетворяла не только крестьян, но и вызвала недовольство у дворянства (некоторые даже разорялись).
С другой стороны, если учитывать, что подразумевались запреты на побои податных сословий (в т.ч. и крестьян), запрет на самосуд помещиков; провозглашались гражданские права для широких слоев населения - реформа имела большое значение. Нравственное значение ее состоит в том, что она покончила с крепостным рабством. Крестьяне из «темных», «забитых» стали превращаться в самостоятельных «хозяев своей судьбы».
Отмена крепостного права способствовала развитию капиталистических форм хозяйства, формированию нового уклада в экономике, что являлось важным этапом в развитии России. Также реформа открыла путь преобразования в земстве, суде и армии. Исходя из всего указанного, у меня сложилось двоякое отношение к реформе отмены крепостного права.
6 6 Федорков Михаил
 
8А класс

МОУ СОШ № 3
Город Нелидово, Тверской области

Нравственное значение отмены крепостного права в России было очень велико! Доказать это утверждение очень легко, приведя из истории быт крестьян до отмены крепостного права. Крестьянин был бесправным рабом, не имеющим никаких прав в обществе. Крестьян могли жестоко наказывать, заставлять работать бесплатно и очень долгое время. Крестьянские семьи часто разлучали, например, сына могли продать без матери другому помещику. Крестьяне не имели права на защиту от произвола своих хозяев. В подтверждение этим словам я могу привести один случай из истории, когда известная помещица Салтыкова Дарья Николаевна, помещица Подольского уезда Московской губернии, была известна своим бесчеловечным отношением к крепостным крестьянам. Следствием по её делу было установлено, что она убила более ста крестьян. Она была приговорена к смертной казни, заменённой пожизненным заключением в монастырь. При Александре I в газетах появились даже колонки с объявлениями о продаже крепостных, как вещи. Всё это было очень ужасно! И вот, в 1861 году Александр II отменил крепостное право. Это очень много значило для всего русского народа! По реформе крестьяне освобождалось от крепостной зависимости и становилось свободными людьми. Крепостной освобождался с наделом земли, и он имел право в дальнейшем его выкупить, за крестьянином признавалось право на свободу в своих делах: он мог свободно сочетаться браком с любимым человеком, торговать на рынке своим урожаем, приобретать новые наделы земли. Но самое главное, на мой взгляд, это то, что крестьянин получил возможность выйти из бедноты своим старанием и трудом. Ведь раньше его угнетал своим оброком хозяин, и крестьянин не мог получить возможность в полной мере развернуть на процветание своё хозяйство, но после реформы крестьянин получил такой шанс. На мой взгляд, изменение на рынке - это то, что на нём повелось соперничество между продавцами, и самый трудолюбивый бывший крепостной мог стать богаче своего бывшего хозяина. Также надо учитывать то, что после отмены крепостного права в России прекратилось торможение всей промышленности. Россия как бы стряхнула с себя всю тяжесть старых порядков, появилось что-то новое во всей жизни народа. В русских людях появилось осознание своих прав и возможностей. Конечно, многие тогда и в наше время думают, что реформа 1861 года ничего не принесла, кроме как новых крестьянских волнений. Но это не так, и моё мнение таково: нравственное значение отмены крепостного права в России очень велико!!!
7 5 Ковалева Каролина 10А класс, Республиканское учебное заведение "Керченский учебно-воспитательный комплекс-интернат-лицей искусств Министерства образования и науки Автономной Республики Крым" г. Керчь, АР Крым, Украина Нравственное значение реформы, которая покончила с крепостным рабством - неоценимо. Еще со времен императрицы Екатерины II владение душами составляло тяжелую моральную проблему для людей из русской интеллигенции. Интеллигенция и часть дворянства ощущали себя виноватыми за рабовладение. После отмены крепостного права крестьяне получили важные личные права, но, к сожалению, среди них распространились серьезные пороки: пьянство, разврат, плутни и сутяжничество, кулачество и мироедство. Но реформа открыла путь преобразованиям в земстве, суде, армии, введению свободы книгопечатания, внедрения гласности. В наше время рабство считается аморальным, но, к сожалению, такое имеет место быть в любые времена. До тех пор, пока будет существовать эксплуатация человека человеком на нашей планете, пока будет существовать национальный гнет, пока будут вестись войны, до тех пор пока будет существовать моральное зло, страстная борьба людей против всякого рабства, против войн, против социального зла не потеряет значения. Всегда будут живы идеи, проникнутые гуманизмом о справедливом строе свободных людей, который обеспечит свободное развитие человеческих способностей и талантов в этом обществе.
7 5 Кравченко Даниил 10А класс, Республиканское учебное заведение "Керченский учебно-воспитательный комплекс-интернат-лицей искусств Министерства образования и науки Автономной Республики Крым" г. Керчь, АР Крым, Украина Нравственное значение отмены крепостного права заключается в возможности быть свободными, но простой народ не знал, что с этой свободой делать, поэтому многие предпочли остаться жить и работать у своих панов даже после отмены крепостного права. Крестьяне были необразованными и имели "дедовское" мировоззрение. Не каждый крестьянин смог использовать свою свободу, хотя отмена крепостного права не влекла за собой какие-то радикальные изменения, ведь крестьянин, который получил вольную, шёл и брал в аренду у дворян землю, и всё возвращалось на старые места. И лишь немногие смогли обрести настоящую свободу, не завися от пана. Я считаю, что отмена крепостного права - это был большой шаг к культурному развитию крестьян, у простых людей появился выбор и они стали хозяевами своей судьбы.
7 5 Гончарик Евгений 11 класс,
ГУО СОШ №101 город Минск, Республика Беларусь
Я считаю, что к самому главному нравственному аспекту нужно отнести долгожданную личную свободу крестьян. Люди на протяжении значительного промежутка времени были в зависимости от феодалов, получение свободы было для крестьян сродни глотка свежего воздуха. Несмотря на временнообязанное положение крестьян личную свободу можно отнести к нравственному значению для крестьян. А позднее, когда крестьяне перестали быть временнообязанными и перестали платить за землю, этот нравственный характер приобрел более явственные очертания.
Еще к нравственному значению можно отнести и то, что люди стали спокойно работать на своей земле. Был разрушен стереотип о зависимости простого человека от помещика, дети крестьян перестали расти обреченными на такую рабскую жизнь как у родителей, в дальнейшем могли получать образование, все это можно обобщить и сказать, что крестьянин становился гражданином своего государства. И, на мой взгляд, победу крестьян над крепостничеством смело можно назвать победой нравов простого человека, который наконец-то стал свободным, самостоятельным и имел надежду на будущее...
7 5 Чернов Николай 10А класс, Республиканское учебное заведение "Керченский учебно-воспитательный комплекс-интернат-лицей искусств Министерства образования и науки Автономной Республики Крым" г. Керчь, АР Крым, Украина Нравственность, что это такое?
Нравственность - это то, что живет в душе, сердце и сознании каждого. Никакая власть не должна способствовать вытеснению этого качества у человека, тем более у низшего сословия.
Именно в тот момент, момент создания реформы "Отмены крепостного права", монарх не пользовался никакими моральными целями, так как его в тот момент интересовало то, чтобы люди получили свободу, а он не утратил власть.
Даже если Александр II провел эту реформу, все же он не дал крестьянам полной свободы. Они не имели средств даже на обработку своих участков.
Эта реформа не несла за собой никаких положительных качеств, она только усугубляла его положение.
8 4 Новикова Маргарита 10 класс
 МОУ СОШ № 3, город Нелидово, Тверской области
В 1961 году 19 февраля был подписан Манифест, который полностью поменял историю Российского государства.
Но стало ли крестьянам лучше от отмены крепостного права?
Во-первых, крестьяне получили полное освобождение не сразу, они в течение двух лет обязаны отбывать те же самые повинности, что и при крепостном праве. Также крестьяне должны были сделать выкуп помещику на землю. Отменялись лишь натуральные сборы - грибами, ягодами, овощами и т.д.
Что касается нравственных значений отмены крепостного права, то жить крестьянам стало не легче, лишь только отменялись некоторые принуждения, которые обычно давали помещики, (например: крестьянин мог выбирать себе жену) ну и приобретал некоторые права. Жизнь бедных крестьян и их судьбы часто описывались в произведениях Н. Некрасова. Самое яркое - это "Кому же на Руси жить хорошо", в котором автор раскрывает жизнь и быт крестьян тех времен.
Но как бы там ни было, отмена крепостного права лишь приподняла страну на другую ступень развития, а не решила какие-то нравственные и социальные проблемы людей.
Хостинг от uCoz