Страница конференции Правила участия Инструкция для участников План проведения
Село Ильино, Западнодвинский район, Тверская область, РФ
№ | Ф. И. О. участников | Информация об участниках | Тема работы | Содержание работы |
1. | Викторенкова Виктория, Клопова Олеся | 10 класс МОУ "Ильинская СОШ", Село Ильино Западнодвинского района Тверской области | "Положение русского крестьянства накануне отмены крепостного права" |
Крепостное право в России просуществовало гораздо дольше, чем в любой другой европейской стране, и приняло такие формы, что мало чем отличалось от рабства. Однако пойти на отмену крепостного права правительство смогло лишь в 1861 году. Считаем, что в год 150-летия отмены крепостного права тема крестьянства очень актуальна для России. Сельские жители сейчас, конечно же, не крепостные, но уровень их жизни очень низкий, а сельское хозяйство в упадке. Для своей работы мы выбрали именно тему крестьянства и из всех категорий крестьян решили более подробно остановиться на положении помещичьих крестьян. Цель нашей работы. Доказать, что крепостное состояние крестьян было главным тормозом дальнейшего развития России. Задачи: Выяснить, какие повинности несли крестьяне, и их размер Какой была социальная психология крестьян Каким было правовое положение крестьян Втягивание помещиков в товарно-денежные отношения приводило их к стремлению повысить доходность своих имений. С этой целью они увеличивали повинности крестьян: барщину и оброк. Это в свою очередь вело к упадку крестьянского хозяйства, частым голодовкам и нищете. Деспотизм, жестокость, издевательства помещиков вызывали волну протеста, который приобретал различные формы: от пассивного неповиновения до открытых выступлений.
Крымская война показала
технико-экономическую отсталость России. |
Страница викторины
Страница для отправки текстов эссе
План мероприятий Конференции
Сообщения от организаторов Конференции участникам:
Дата сообщения | Текст сообщения |
01 февраля 2011 года |
Уважаемые участники Интернет-Конференции! Благодарим Вас за то, что Вы откликнулись на наше обращение и активно
участвуете в совместном международном проекте "Академия детской
дипломатии на пути к культуре мира", организованном ГОУ Гимназия №1522
г. Москвы в 2001 г. Сообщаем Вам, что Конференция начинает свою работу 1 февраля 2011 года. Всем участникам необходимо до 6 февраля задать 5-20 вопросов по работам других участников, отправив их на адрес: dirshkola3@rambler.ru Первые вопросы по Вашей работе появятся на Вашей страничке 2 февраля. Просим Вас в период Конференции периодически просматривать свою личную страницу или электронную почту для получения текущей информации о её ходе. В период с 8 по 15 февраля личные страницы будут обновляться каждые 2 часа в случае поступления информации. Просим обратить внимание на участие в обязательных мероприятиях плана конференции во избежание ненужных недоразумений.
Удачи всем! |
01 февраля 2011 года |
Уважаемые руководители! Понимая всю загруженность, работы ребят, если они ещё будут, принимаются до начала основного тура викторины. |
8 февраля 2011 года |
Уважаемые участники! Уважаемые руководители! Сегодня, в День российской науки, пройдёт основной тур викторины в рамках конференции, и у Вас есть хорошая возможность продемонстрировать свои знания, полученные ранее или приобретённые в период прохождения нашей конференции. Этап "вопрос-ответ" подходит к концу, прислано более 100 вопросов по тематике конференции, приём ответов заканчивается 14 февраля 2011 года. Всё размещение на сайте через электронную почту dirshkola3@rambler.ru Не пропускайте обязательные для участия мероприятия. У нас всё получится. Директор МОУ СОШ № 3 г. Нелидово Тверской области РФ Брюхнов Иван Валентинович |
25 февраля 2011 года |
Уважаемые
участники! Дорогие руководители!
Дважды благодарю Вас за мужество: первый раз - что Вы откликнулись на наше предложение и приняли участие в работе над достаточно трудной темой, второй раз - что выдержали наши испытания и достойно завершили конференцию. Ваша активность и серьёзное отношение к делу заставили и организаторов держаться на высоте. Поэтому:
Всем спасибо! Вы отдаёте намного больше, чем получаете. До встречи на следующих проектах! Директор МОУ СОШ № 3 г. Нелидово Тверской области Брюхнов Иван Валентинович |
Вопросы по работе
Викторенковой
Виктории и Клоповой Олеси
"Положение русского крестьянства
накануне отмены крепостного права"
№ | Вопрос (задается куратором Конференции или другими участниками) | Ответ присылает участник на адрес dirshkola3@rambler.ru |
1. |
Островко Яна, Шейко
Екатерина,
г. Минск, Республика
Беларусь: Дайте оценку следующим строкам: "Отпустили крестьян на свободу Девятнадцатого февраля, Только земли не дали народу - Вот вам "милость" царя и дворян". Спасибо |
Мы согласны с автором этих строк. Для крестьян земля была, наверное, важнее воли. И. Д. Якушкин в своих «Записках» пишет о том, что он хотел освободить своих крестьян от крепостной зависимости. Крестьян больше всего волновал вопрос: «Земля, которой мы сейчас владеем , будет нам принадлежать или нет?» Когда крестьяне услышали, что земля им принадлежать не будет, но они могут ее нанимать, крестьяне ответили: «Ну так, батюшка, оставайся все по-старому: мы – ваши, а земля – наша». И. Д. Якушкин делает вывод, что русский крестьянин не допускает возможности, чтобы у него не было хоть клока земли, которую он пахал бы для себя собственно. В результате реформы крестьяне получили землю, но она стала не их собственностью, а собственностью общины. К тому же среднедушевой надел крестьян в результате реформы сократился, особенно в черноземных губерниях, да еще за нее надо было платить выкуп в течение 49 лет. Поэтому автор строк и пишет, что земли не дали народу. |
2. | Морозова Татьяна, Керчь, АР Крым, Украина: Как могло случиться, что в России — стране религиозной, в обществе христианском — народ крестьянский весил не более, нежели скот дворянский? | Крепостное право - это не изобретение России. Крайние формы крестьянской зависимости проходят волной от западного края Европы до восточного. Приход крепостного права соответствует определённому этапу развития общественно-политических отношений. Но поскольку развитие различных регионов Европы шло с разной скоростью (в зависимости от климата, населённости, удобства торговых путей, внешних угроз), то и крепостное право в одних европейских странах начало устанавливаться в X-XI веках, в других – XIV-XV. Его существование было обусловлено безраздельным политическим господством дворянства, заинтересованного в безудержной эксплуатации крестьян. |
3. | Николаева Светлана Владимировна, организатор IX МШИИК: Какие законы, подрывавшие устои крепостничества, постепенно принимались верховной властью? | 1797 г. – указ Павла I «о трехдневной барщине». Согласно этому указу помещики не должны были заставлять своих крепостных работать на барщине более трех дней в неделю. Но помещики часто нарушали этот закон. 1803 г. – указ Александра I «о вольных хлебопашцах»: помещики получили право отпускать своих крепостных на волю с земельными наделами за выкуп. Таким образом купили себе свободу менее 0,5% от общего числа крепостных. Александр I запретил печатать в газетах объявления о продаже крепостных. 1816-1819 гг. – отмена крепостного права в Прибалтике. 1842 г. – закон об «обязанных крестьянах»; помещики могли освобождать крестьян с предоставлением им земли в наследственное владение и заключать с ними договор о выполнении крестьянами повинностей в пользу бывших владельцев. Этим правом помещики нигде не воспользовались. Тогда же помещикам было дано разрешение освобождать крепостных без земли, запрещалась также «розничная» продажа крестьян. В 1847 г. крепостные получали право выкупа на свободу в том случае, если поместье их владельца выставлялось на продажу за долги. В 1848 г. им было предоставлено право покупать незаселенные земли строения. В 1847-1848 гг. в западных губерниях вводились инвентарные правила, которые строго определяли размер крестьянских наделов и их повинности в пользу помещика. |
4. | Руденко Дарья, г. Волгоград, РФ: Здравствуйте. Можно ли считать отношения между крестьянами и помещиками накануне отмены крепостного права кризисом феодальных отношений? Аргументируйте свою точку зрения. |
Да, можно. Проявлением этого кризиса стали: - неэффективность феодально-крепостнической экономики: упадок многих помещичьих хозяйств, усиление эксплуатации крепостных крестьян, разорение крепостных мануфактур, - значительное и быстрое развитие новых капиталистических черт в экономики в жизни общества: увеличение численности капиталистических мануфактур, появление фабрик, начало промышленного переворота, усиление расслоение крестьянства, рост внутренней торговли; - существовавший экономический и политический строй оказывал тормозящее воздействие на развитие хозяйства страны в целом: он сдерживал рост численности наемных рабочих, затруднял развитие рынка сбыта товаров. |
5. | Руденко Дарья, г. Волгоград, РФ: Действительно в России накануне отмены крепостного права крестьяне несли самые большие повинности в Европе? |
Чтобы ответить на этот вопрос, нам пришлось «полазить» в интернете. Вот какие факты мы нашли. Раньше всего личная зависимость исчезла в Англии и Франции (14-15 века). Феодальные повинности здесь были уничтожены в ходе буржуазных революций (Англия - 17 век, Франция – 18 век). В конце XVIII и в начале XIX в. барщина исчезает в Германии при освобождении крестьян, которое началось в Пруссии на королевских землях с 1719 и 1720 г. В Венгрии, где крепостничество и связанная с ним барщина окончательно установились в начале 16 столетия, был установлен определенный размер барщины, которая не должна была превышать 104 дней пешей или 52 дней конной службы в год; вместе с тем был разрешен выкуп феодальных повинностей. В прочих государствах Западной Европы барщина получила гораздо меньшее развитие. В Италии она существовала лишь в некоторых северных, соединённых с Германией местностях. Преобладающими формами поземельных повинностей были здесь оброк и половничество, кроме того, быстрое развитие городов, принимавших в число граждан многих крестьян, не могло не повлиять на улучшение участи последних. В Испании образованию и развитию барщины воспрепятствовало нашествие арабов в VIII в. Из скандинавских государств барщина существовала лишь в Дании, она была подробно определена королевским указом (6 декабря 1799 г.). Швеция и Норвегия сохранили свободу низших классов точно так же, как Швейцария, освободившаяся от феодальных владельцев уже в начале XIV в. В Молдавии и Валахии закрепощение крестьян, сопровождаемое неопределенной барщиной, произошло лишь в половине XVII в. Тяжёлое положение крепостных, обложенных непомерной барщиной, вызвало значительную эмиграцию. Желая склонить переселенцев к возвращению на родину, общее собрание бояр, состоявшееся 1 марта 1746 г., обещало им личную свободу, ограничение барщины 6-ю днями в году и другие льготы. Эти факты позволяют сделать вывод, что в России действительно были самые большие повинности. |
6. | Битар Талал, г. Керчь, АР Крым, Украина: Как Вы считаете, обязательная барщина на 8 лет была правильным поступком со стороны правительства или все же к крестьянам опять отнеслись как к животным? | Мы считаем, что введение обязательной барщины и оброка до заключения выкупной сделки было выгодно исключительно дворянам. Для крестьян это по сути было продолжением их состояния до реформы, сплошным издевательством. |
7. | Чернов Николай, Керчь, АР Крым, Украина: Ну отменили в 1861 г. крепостное право, и что, в этот же день крестьяне были свободны? | Свобода крестьян заключалась в том, что они получили гражданские права: могли самостоятельно выступать в суде, вступать в брак, переходить в другие сословия, приобретать недвижимость и т. д. Крестьяне перестали быть вещью, собственностью помещика: он не мог свободных крестьян продавать, дарить, проигрывать в карты, истязать и т.д. И это было очень важно, крестьянин перестал быть рабом. |
8. | Бобина Мария, Керчь, АР Крым, Украина: Как были разделены пахотная земля и угодья между помещиками и крестьянами? | Размеры крестьянских наделов по губерниям были определены законом. А вот какую землю и угодья оставить себе, а какую отдать крестьянам, - решал сам помещик. Конечно же, он был заинтересован в том, чтобы лучшие земли оставить себе. Если у крестьян до реформы было больше земли, чем предусматривалось по закону, у них эту землю отрезали. Следить за распределением земли между крестьянами и помещиками должны были мировые посредники, но многие из них были недобросовестными, и отстаивали прежде всего интересы помещиков. Они так отводили крестьянские земли и угодья, что в них вклинивались помещичьи земли, и крестьяне вынуждены были их арендовать на невыгодных для себя условиях. |
Страница викторины
Страница для отправки текстов эссе
План мероприятий Конференции
Тезисы жюри о работе участников:
Тезисы жюри о работе Викторенковой Виктории и Клоповой Олеси "Положение русского крестьянства накануне отмены крепостного права": Авторы показывают положение русского крестьянства накануне отмены крепостного права, перечисляя имеющиеся к тому времени крестьянские повинности, показывая итоги Крымской войны, вклад крестьян в развитие русского искусства. Достаточное место в работе уделяется изменению социальной психологии и правового положения русского крестьянства. Подводя итоги, авторы показывают назревшую историческую необходимость в отмене крепостного права.
Директор МОУ СОШ № 3 г. Нелидово Тверской области Брюхнов Иван Валентинович
В работе очень четко выдержана структура реферата, обозначены цели и задачи. Авторы правильно и обоснованно выделяет актуальность темы, удачно рассматривают эту проблему через призму разных исторических источников. Приводятся данные официальной историографии разных лет, используется дополнительная литература.
Учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 3 г. Нелидово Тверской области, победитель конкурса лучших учителей России 2007 и 2010 годов
Самойлова Нина Андреевна
Итог Конференции:
№ | Ф.И.О. фактических участников | Ф. И. О. фактических руководителей | Фактическая тема работы | ПОБЕДИТЕЛЬ в номинации |
1. | Викторенкова Виктория, Клопова Олеся |
Рыбакова Нина Алексеевна, учитель истории и обществознания МОУ «Ильинская СОШ» |
"Положение русского крестьянства накануне отмены крепостного права" | Победители мини-эссе |
Страница конференции Правила участия Инструкция для участников План проведения