Страница конференции Правила участия Инструкция для участников План проведения
Город Нелидово, Тверская область, РФ
№ | Ф. И. О. участников | Информация об участниках | Тема работы | Содержание работы |
1. | Чиркина Елена |
11 класс МОУ средней школы №5, г. Нелидово, Тверская область, РФ
|
«Отношение «верхушки» русского общества к отмене крепостного права в России» |
Тема отмены крепостного права находилась
в центре внимания историков и государственных
деятелей уже в конце
XIX
века. Первыми работами по изучению
крестьянской реформы 1861 года явились труды В.
И. Семевского, И. И. Иванюкова, А. А. Корнилова,
Г. А. Джаншиева и других исследователей.
Задача,
поставленная в работе:
на основе анализа источников – воспоминаний,
мемуаров, сочинений, дневниковых записей
государственных деятелей, принимавших участие в
разработке реформы, общественных деятелей,
интересующихся этом вопросом, а также тех людей
из «верхов»
русского общества, которые имели отношение к
решению крестьянского вопроса в России, -
рассмотреть разные точки зрения к
отмене крепостного права и различные варианты
освобождения крестьян, предлагаемые
для разработки проекта реформы 1861 года.
1. Подготовка проектов крестьянской реформы в консервативном лагере.
2.
Разработка крестьянской реформы в лагере
либералов. |
2. | Федорков Михаил |
9А класс МОУ СОШ № 3, город Нелидово, Тверской области, РФ |
"Итоги и
последствия отмены крепостного права |
Крепостное право в
России было принято в 1649 году, Соборным
уложением. Многие крестьяне оказались в полной
власти ненасытных и порой даже жестоких
помещиков. Но со временем почти каждый
крестьянин понял, что он должен быть свободным,
и по всем губерниям волнами прокатывались
крестьянские восстания, которые жестоко
подавлялись властями. Цель моей работы состоит в
том, чтобы проанализировать итоги отмены
крепостного права в России, дать оценку
действиям помещиков и крестьян в этом непростом
вопросе, а также оценить в этом процессе
деятельность Александра II.
|
3. |
Котова Мария |
9А класс МОУ СОШ № 3, город Нелидово, Тверской области, РФ |
«Александр
II
– освободитель» |
С окончанием Крымской войны в истории России началась новая полоса. Современники называли ее эпохой Освобождения или эпохой Великих реформ. Получилось так, что предыдущий период истории прочно соединился с именем Николая I, а новый - с именем его преемника - Александра II. Крепостное право диктовало всей стране крайне замедленные темпы развития. Крымская война наглядно показала растущее отставание России. В ближайшее время она могла перейти в разряд второстепенных держав. Сознавая необходимость преобразований, Александр II не знал, как приступить к ним. У него не было ни плана реформ, ни руководящих принципов. Потребовалось создать систему центральных и местных учреждений специально для разработки крестьянской реформы. К августу 1859 г. проект был подготовлен. Помещики не возражали против наделения крестьян землей, но требовали за нее выкуп, несоразмерный с ее стоимостью. Заветной же мечтой крепостников было так или иначе похоронить реформу. Но Александр II проявил необыкновенную настойчивость: «Вам известно происхождение крепостного права. Оно у нас прежде не существовало: право это установлено самодержавною властью и только самодержавная власть может уничтожить его, а на это есть моя прямая воля». |
4. | Новикова Маргарита, Петрукович Мария |
10 класс 11 класс МОУ СОШ № 3, город Нелидово, Тверской области, РФ |
"Русское крестьянство в живописи второй половины XIX века" |
На протяжении почти четырех веков
русский народ подвергался «добровольному»
насилию, нёс бремя тяжкого крепостнического
гнёта.… И кто повинен в том, что такая Великая
Могучая Свободная Бескрайняя страна позволила
себе стать рабской, ничтожной, несправедливой?
Почему на протяжении стольких лет государство,
которое стремится к сближению с народом, к
слиянию с ним (а иначе невозможно построить
сильной державы, а, как известно, любой
правитель ставил перед собой именно эту благую
цель), обижало, ущемляло в правах тех, кого
обязано защитить? По правде говоря, дать ответ
на этот вопрос крайне сложно. Да и в своей
работе мы не задавались целью найти ответ на
этот вопрос. Для нас намного важнее было понять,
через картины русских художников, как же жили
всё-таки эти люди, скованные тяжелыми оковами
рабства, как им удавалось жить счастливой
жизнью, удавалось ли вообще? Безусловно, вопрос
о крепостной зависимости – это первостепенная
проблема 19 века.… И он волновал не только
писателей, как это принято считать, но и
выдающихся «мастеров кисти» своего времени.
Так, в работах художников К. Лемоха, В.
Маковского, В. Максимова и других, мы находим
замечательные по силе произведения о жизни
крестьянства. И прежде, чем начать рассказывать
вам о них, хотелось бы процитировать
А.С.Пушкина: Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный И рабство, падшее по манию царя, И над отечеством свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная заря? |
5. | Венкова Алина |
8А класс Гимназии №2, Город Нелидово, Тверской области |
Александр II-Освободитель | В 2011 году исполняется 150 лет со времени такого важного исторического события в Российской империи, как отмена крепостного права. Вопрос отмены крепостного права в России был острым и актуальным. Он заставлял размышлять об общественно-экономическом переустройстве лучшие умы русских мыслителей, философов. Ведь возможности крепостничества (окончательно юридически оформленного Соборным уложением в 1649 году в правление Алексея Михайловича Тишайшего) как экономической системы уже на исходе первой половины XIX в. были исчерпаны. Это означало, что оно вступило в полосу глубокого кризиса. Крепостное право стало тормозить развитие промышленности, торговли и крестьянского предпринимательства. Поражение в Крымской войне 1853-1856 годов показало военно-техническую отсталость России от западных держав. Угроза финансового краха государства вынудили правительство встать на путь социальных и политических реформ. Изучая события того времени, я решила провести небольшое историческое исследование по данной проблематике. Цель моего реферата: представить правдиво и убедительно историческую личность Александра II в свете давних событий, способствовавших (с его легкой руки) отмене крепостного права; показать историческую роль российского императора-реформатора и освободителя. |
Страница викторины
Страница для отправки текстов эссе
План мероприятий Конференции
Сообщения от организаторов Конференции участникам:
Дата сообщения | Текст сообщения |
01 февраля 2011 года |
Уважаемые участники Интернет-Конференции! Благодарим Вас за то, что Вы откликнулись на наше обращение и активно
участвуете в совместном международном проекте "Академия детской
дипломатии на пути к культуре мира", организованном ГОУ Гимназия №1522
г. Москвы в 2001 г. Сообщаем Вам, что Конференция начинает свою работу 1 февраля 2011 года. Всем участникам необходимо до 6 февраля задать 5-20 вопросов по работам других участников, отправив их на адрес: dirshkola3@rambler.ru Первые вопросы по Вашей работе появятся на Вашей страничке 2 февраля. Просим Вас в период Конференции периодически просматривать свою личную страницу или электронную почту для получения текущей информации о её ходе. В период с 8 по 15 февраля личные страницы будут обновляться каждые 2 часа в случае поступления информации. Просим обратить внимание на участие в обязательных мероприятиях плана конференции во избежание ненужных недоразумений.
Удачи всем! |
01 февраля 2011 года |
Уважаемые руководители! Понимая всю загруженность, работы ребят, если они ещё будут, принимаются до начала основного тура викторины. |
8 февраля 2011 года |
Уважаемые участники! Уважаемые руководители! Сегодня, в День российской науки, пройдёт основной тур викторины в рамках конференции, и у Вас есть хорошая возможность продемонстрировать свои знания, полученные ранее или приобретённые в период прохождения нашей конференции. Этап "вопрос-ответ" подходит к концу, прислано более 100 вопросов по тематике конференции, приём ответов заканчивается 14 февраля 2011 года. Всё размещение на сайте через электронную почту dirshkola3@rambler.ru Не пропускайте обязательные для участия мероприятия. У нас всё получится. Директор МОУ СОШ № 3 г. Нелидово Тверской области РФ Брюхнов Иван Валентинович |
25 февраля 2011 года |
Уважаемые
участники! Дорогие руководители!
Дважды благодарю Вас за мужество: первый раз - что Вы откликнулись на наше предложение и приняли участие в работе над достаточно трудной темой, второй раз - что выдержали наши испытания и достойно завершили конференцию. Ваша активность и серьёзное отношение к делу заставили и организаторов держаться на высоте. Поэтому:
Всем спасибо! Вы отдаёте намного больше, чем получаете. До встречи на следующих проектах! Директор МОУ СОШ № 3 г. Нелидово Тверской области Брюхнов Иван Валентинович |
Вопросы по работе Чиркиной Елены
«Отношение «верхушки» русского
общества
к отмене крепостного права в России»
№ | Вопрос (задается куратором Конференции или другими участниками) | Ответ присылает участник на адрес dirshkola3@rambler.ru |
1. | Николаева Светлана Владимировна, организатор IX МШИИК: Каковы основные условия отмены крепостного права, изложенные в "Общем положении"? |
"Общее положение о крестьянах, вышедших из
крепостной зависимости»
содержит
главные условия
Крестьянской
реформы:
-
крестьяне получали личную
свободу и право
свободно распоряжаться своим имуществом;
-
помещики сохраняли собственность на все
принадлежавшие им земли, однако обязаны были
предоставить в пользование крестьянам "усадебную
оседлость" и полевой надел ".
- За пользование надельной землёй крестьяне
должны были отбывать барщину или платить оброк и
не имели права отказа от неё в течение 9 лет.
-
Размеры полевого надела
и повинностей должны были фиксироваться в
уставных грамотах 1861,
которые составлялись помещиками на каждое имение
и проверялись
мировыми посредниками.
- Крестьянам предоставлялось право выкупа
усадьбы и по соглашению с помещиком - полевого
надела, до осуществления этого они именовались
временнообязанными крестьянами.
-
"Общее положение"
определяло структуру, права и обязанности
органов крестьянского общественного управления
(сельского и волостного) и волостного суда. |
2. | Морозова Татьяна, Керчь, АР Крым, Украина: А. И. Герцен считал, что с отменой крепостного права в России не только ликвидируются крепостнические отношения, но и начнется социалистическое преобразование страны. Что сформировало такое мнение Герцена? Что такого социалистического нашел он в общине? |
Круг проблем,
рассматриваемый Герценом, определялся прежде
всего потребностями экономического развития
России, поэтому важное место имела критика
системы крепостнических отношений. Он
справедливо утверждал, что "весь русский вопрос,
по крайней мере, в настоящее время, заключается
в вопросе о крепостном праве" Крепостническую эксплуатацию Герцен рассматривал как кражу помещиком труда крестьянина. Он решительно отвергал стремление крепостников доказать, что оброк необременителен для крестьянина. Сравнивая оброчные имения крупных помещиков с положением барщинных крестьян мелкопоместных дворян, он отмечал, что оброчные крестьяне лишь "менее бедные и несчастливые". Раскрывая противоречия крепостнических отношений, Герцен показал, что существуют две различные, противоположные друг другу России: Россия крепостного народа и Россия помещиков с их самодержавным правительством. Герцен выступил с обоснованием особого - некапиталистического пути развития России. Такому представлению о путях экономического развития России благоприятствовала социально-экономическая обстановка периода падения крепостного права. Перед реформой сельское население составляло более 90% всего населения страны. Несмотря на процесс разложения, наблюдавшийся среди помещичьих и особенно государственных крестьян, господство крепостного права задерживало раскол деревни. Пролетариат еще не выделился из общей массы трудящихся. Крестьянство самостоятельно выступало против крепостного права и помещичьей власти. Его движение не возглавлялось и буржуазией, искавшей пути соглашения с помещиками. Герцен видел в освобождении крестьян с землей не только уничтожение крепостнических отношений, но и начало последующего социалистического преобразования России. |
3. | Клопова Олеся, Викторенкова Виктория, с. Ильино, Западнодвинский район, Тверская область, РФ: Чем отличались позиции консерваторов и либералов по крестьянскому вопросу? |
Либеральное
общественное течение за общественные реформы
было представлено в основном капиталистическими
элементами в городе и передовой интеллигенцией.
Эти слои населения высказывались за полное
освобождение крестьянства, но вопрос о наделении
его землей решался ими по-разному: одни ратовали
за предоставление крестьянам небольших участков
земли в полную собственность безвозмездно либо
за выкуп, другие - на условиях аренды либо
безвозмездного владения. В концепциях модернизации России, разрабатывавшихся либеральными консерваторами, отмена крепостного права играла роль первого шага на пути построения в стране полноценного гражданского общества. По их мнению, эта мера имела два наиболее важных последствия для дальнейшего развития России. Первостепенным последствием ликвидации крепостничества и предоставления крестьянам личной свободы с землей они считали социальную консолидацию, преодоление тех внутренних барьеров, которые искусственно разъединяли российское общество. К. Д. Кавелин писал, что после окончательного завершения реформы весь народ сольется в единое целое, в котором... будут высшие и низшие классы, но не будет вражды и внутренней разорванности. Либеральные консерваторы полагали, что отмена крепостного права ознаменовала начало новой эпохи не только для крестьян, но и для дворянства. |
4. | Битар Талал, г. Керчь, АР Крым, Украина: Каким было отношение либералов к отмене крепостного права? Кто из либералов был ярым противником отмены крепостного права? |
Либералы
понимали необходимость отмены крепостного права,
так как оно тормозило развитие страны на
экономическом и политическом уровне. Либералы
(К. Д. Кавелин, А. М. Унковский ) защищали идею
освобождения крестьян с землей, которой они
владели, но за большой выкуп.
|
5. | Бобина Мария, Керчь, АР Крым, Украина: Почему либералы открыто критиковали Россию? |
Либералы - это люди, которые выступали сторонниками мирных способов решения проблем, но в то же время они считали, что в России назрела необходимость кардинальных перемен. Самодержавие, сохранение крепостничества, отсутствие прав и свобод у широких слоёв населения - все это и многое другое пагубно сказывалось на развитии России. Особо четко все бедствия и "язвы" обнажились во время Крымской войны, обострившей нужды и бедствия основной массы населения. Среди деятелей либерального движения были и представители дворянства, и чиновники разных рангов, в том числе и находящиеся на государственной службе. Правительство не могло не прислушиваться к их критике, так как само осознавало необходимость перемен, а особенно в решении крестьянского вопроса. |
6. | Чернов Николай, Керчь, АР Крым, Украина: Выгодна ли была "верхушке" эта реформа? |
Конечно невыгодна, особенно консерваторам-охранителям, и не только им. Крестьянская реформа ни у кого не вызвала восторга. Не случайно известный русский поэт Н.А. Некрасов в поэме "Кому на Руси жить хорошо" писал: Распалась цепь великая, Распалась и ударила Одним концом по барину, другим по мужику |
7. | Кравченко Даниил, Керчь, АР Крым, Украина: Насколько сильно имело влияние "Верхушка" русского населения на Александра II, как повлияли отношения "Верхушки" с Александром II после отмены крепостного права ? |
Правительство и Александр II должны были считаться с мнением "верхушки" общества, но в целом проект реформы был разработан без особого влияния указанной категории людей, хотя некоторые предложения, приходящие с мест, легли в основу реформы 1861 г. (например, некоторые предложения Тверского губернского комитета). |
Вопросы по работе
Федоркова Михаила
"Итоги и
последствия отмены крепостного права
№ | Вопрос (задается куратором Конференции или другими участниками) | Ответ присылает участник на адрес dirshkola3@rambler.ru |
1. | Морозова Татьяна, Керчь, АР Крым, Украина: Была ли реформа отмены крепостного права выгодна помещикам? Может, на самом деле, Манифест спас многих землевладельцев от разорения? | Я думаю, помещики не хотели реформы, они боялись потерять бесплатную рабочую силу. С проведением реформы начинается запустение дворянских гнезд. |
2. | Клопова Олеся, Викторенкова Виктория, с. Ильино, Западнодвинский район, Тверская область, РФ: Какой итог крестьянской реформы ты считаешь главным? | Я считаю главным итогом этой реформы то, что крестьяне стали лично свободными людьми. |
3. | Руденко Дарья, г. Волгоград, РФ: Здравствуй, Михаил. Как ты думаешь, крепостное право было отменено из-за благородного желания Александра II дать крестьянам свободу или же из-за острой необходимости в этом? | Здравствуй Дарья! Я думаю, что на этот вопрос можно дать двойной ответ. С одной стороны, к тому времени уже назрел вопрос об отмене крепостного права, многие хозяйства приходили в упадок из-за старой системы крепостничества, росло недовольство многих слоёв общества, экономика государства переживала сложное время. А с другой, Александр II с самого начала своего правления показал себя царём-реформатором, лично осознавал всю тяготу жизни крестьян и хотел им облегчить её. |
4. | Битар Талал, г. Керчь, АР Крым, Украина: Однажды в конце XIX века, после принятия всех реформ, было судебное дело, на котором судили крестьянку, избившую своего хозяина! Вопрос: оправдали эту девушку и есть ли в этом заслуга реформ, проведенных ранее? | |
5. | Бобина Мария, Керчь, АР Крым, Украина: Ленин отмечал: "Ни в одной стране в мире крестьянство не переживало и после "освобождения" такого разорения, такой нищеты, таких унижений и такого надругательства, как в России". Объясните эти слова! | Эти слова, я думаю, можно объяснить так: выходя от помещика, крестьянин получал надел земли в пользование, но помещики часто обманывали крестьян и забирали у них лучшие земли. У крестьян не было никаких условий для труда на этой земле, ведь они освобождались с долгами за землю, и им не на что становилось жить. Всё так же крестьяне работали на барина за гроши. Но не все крестьяне бедствовали. |
6. | Чернов Николай, г. Керчь, АР Крым, Украина: Если цари пытались облегчить жизнь крестьян, то как Вы объясните такое событие, как "Кровавое воскресение"? |
Я не совсем понял смысл вашего вопроса! Как известно, «Кровавое воскресение" - это мирная демонстрация петербургских рабочих, происходившая 9 января 1905 года на площади возле Зимнего дворца. Тогда мирные демонстранты были расстреляны войсками. Я не вижу связи между отменой крепостного права и этим событием! |
Вопросы по работе Котовой Марии "Александр II - освободитель"
№ | Вопрос (задается куратором Конференции или другими участниками) | Ответ присылает участник на адрес dirshkola3@rambler.ru |
1. | Николаева Светлана Владимировна, организатор IX МШИИК: Согласна ли ты, что, предложив реформу и отстаивая ее, Александр II проявил личное мужество? | Согласна. Крепостное право диктовало всей стране крайне замедленные темпы развития. Заветной же мечтой крепостников было так или иначе похоронить реформу. Но Александр II проявил необыкновенную настойчивость: «Вам известно происхождение крепостного права. Оно у нас прежде не существовало: право это установлено самодержавною властью и только самодержавная власть может уничтожить его, а на это есть моя прямая воля». К чести государя нужно отметить, что многое из задуманного удалось реализовать. |
2. | Морозова Татьяна, Керчь, АР Крым, Украина: Кто окрестил Александра II «Освободителем»? | Невозможно сказать, кто окрестил Александра II «освободителем», так как мнения расходятся. Некоторые считают, что это - народ, а другие утверждают что это - приближенные люди императора. |
3. | Клопова Олеся, Викторенкова Виктория, с. Ильино, Западнодвинский район, Тверская область, РФ: На какие результаты рассчитывал Александр II после отмены крепостного права? | Бывшие крепостные крестьяне получали личную свободу и независимость от помещиков. Их нельзя было продавать, покупать, дарить, переселять, закладывать. Крестьяне теперь назывались свободными сельскими обывателями; они получали гражданские свободы - могли самостоятельно совершать сделки, приобретать и распоряжаться имуществом, заниматься торговлей, наниматься на работу, поступать в учебные заведения, переходить в другие сословия, самостоятельно вступать в брак. С отменой крепостного права Александр II рассчитывал на следующие результаты: упрочнение финансовой системы страны, рост развития промышленности и искоренения крепостничества, как формы рабства. |
4. | Битар Талал, г. Керчь, АР Крым, Украина: После поражения в Крымской войне назревала ли революция или это было временное волнение? | Революция назревала. Крымская война наглядно показала растущее отставание России. В ближайшее время она могла перейти в разряд второстепенных держав. Поражение страны в Крымской войне показало военно-техническую отсталость России. Была подорвана финансовая система; крестьяне разорялись из-за рекрутских наборов, роста повинностей. Началось массовое бегство крестьян от помещиков. |
Вопросы по работе Новиковой Маргариты и Петрукович Марии "Русское крестьянство в живописи второй половины XIX века"
№ | Вопрос (задается куратором Конференции или другими участниками) | Ответ присылает участник на адрес dirshkola3@rambler.ru |
1. | Николаева Светлана Владимировна, организатор IX МШИИК: Почему первые годы правления Александра II были названы современниками «оттепелью»? |
В критический для
страны час он смог переступить через многие
привычные взгляды... недостатки, а также
судебная реформа наших дней, которая явно имеет
связь и похожие черты с реформой 1864 года.
Александр II и его реформы. Правление императора
Александра II (1855-1881) стало периодом
радикальных преобразований российского общества.
|
2. | Морозова Татьяна, Керчь, АР Крым, Украина: Почему в творчестве русского живописца Валентина Серова заняла не последнее место тема крестьянства? Что повлияло на становление его личности и пробудило интерес к русскому крестьянину? |
Действительно в
творчестве В.Серова картины по теме крестьянство
занимали достаточно важное место. Большое
значение в формировании художественных взглядов
имела жизнь Серова в Абрамцеве и Домотканове.
Среднерусская природа с рощами, полянами,
оврагами, перелесками, с околицами русских
деревень и жизнь русских крестьян полюбилась
художнику с детских лет, а дом Мамонтова, где
над эскизами декораций трудились Коровин и
Врубель, где была мастерская майолики, где с
успехом шла частная опера, вдохновил художника
на счастливые творческие успехи. |
3. | Битар Талал, г. Керчь, АР Крым, Украина: Как вы думаете, на картине К. Лемоха "Пьяный муж" изображена горечь и печаль от несбывшихся надежд, которые крестьяне возлагали на государство? И почему мужик "сглаживает углы" алкоголем? Он потерял надежду на освобождение от помещиков? |
Вполне возможно,
автор хотел изобразить горечь и печаль мужика от
несбывшихся надежд, который он ждал от
государства. Но, так или иначе, он изобразил
трудную жизнь крестьянина в это трудное время. |
4. | Бобина Мария, Керчь, АР Крым, Украина: Повлияла ли как-нибудь отмена крепостного права на развитие живописи? |
Безусловно, отмена
крепостного права повлияла. |
Страница викторины
Страница для отправки текстов эссе
План мероприятий Конференции
Тезисы жюри о работе участников:
Тезисы жюри о работе Чиркиной Елены «Отношение «верхушки» русского общества к отмене крепостного права в России»: Серьёзнейшая работа, полностью соответствующая заявленной теме. Автор подробно описывает отношение "верхушки" русского общества середины XIX века к отмене крепостного права. Особенно ценно, что в работе уделяется место деятельности тверских либералов как лидеров подготовки реформы среди провинциального дворянства.
Директор МОУ СОШ № 3 г. Нелидово Тверской области Брюхнов Иван Валентинович
Тезисы жюри о работе Котовой Марии
«Александр
II
– освободитель»
Белова Вера Ивановна, учитель истории и обществознания, гимназия №2, город Нелидово, Тверская область, РФ.
Тезисы жюри о работе Новиковой Маргариты и Петрукович Марии "Русское крестьянство в живописи второй половины XIX века": Требования по оформлению реферата выполнены полностью, но, к сожалению, не указано ни одного литературного источника, а только интернет-ресурсы. В целом содержание тематики раскрыто. Представлен большой материал об отмене крепостного права в изобразительном искусстве XIX века. Работа содержательна, насыщена интересным ярким иллюстративным материалом. Введение и заключение изложены четко, верно. Стиль изложения изобилует художественными, образными выражениями. Эксперт оценивает данную работу очень хорошо.
Белова Вера Ивановна, учитель истории и обществознания, гимназия №2, город Нелидово, Тверская область, РФ.
Тезисы жюри о работе Венковой Алины
"Александр
II-Освободитель
Директор МОУ СОШ № 3 г. Нелидово Тверской области Брюхнов Иван Валентинович
Итог Конференции:
№ | Ф.И.О. фактических участников | Ф. И. О. фактических руководителей | Фактическая тема работы | ПОБЕДИТЕЛЬ в номинации |
1. | Чиркина Елена |
Дегтярёва Наталья Витальевна, учитель истории и
обществознания |
«Отношение «верхушки» русского общества к отмене крепостного права в России» | Особая премия жюри за глубину исследования |
2. | Венкова Алина |
Белова Вера Ивановна, учитель истории и
обществознания |
"Александр
II-Освободитель |
"За серьёзное отношение к решению поставленной проблемы" |
3. | Федорков Михаил | Шипякова Оксана Петровна, учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 3 |
"Итоги и
последствия отмены крепостного права |
За участие в конференции |
4. | Котова Мария |
«Александр
II
– освободитель» |
"За серьёзное отношение к решению поставленной проблемы" | |
5. | Новикова Маргарита, Петрукович Мария | "Русское крестьянство в живописи второй половины XIX века" | "За оригинальность предоставленного материала" |
Страница конференции Правила участия Инструкция для участников План проведения