Страница конференции  Правила участия  Инструкция для участников  План проведения

Город Нелидово, Тверская область, РФ

       

 

Ф. И. О. участников Информация об участниках Тема работы Содержание работы
1. Чиркина Елена

11 класс МОУ средней школы  №5,

г. Нелидово, Тверская область, РФ

«Отношение «верхушки»  русского  общества к отмене крепостного права в России»

Тема отмены крепостного права находилась в центре внимания историков и государственных деятелей уже в конце XIX века. Первыми работами по изучению крестьянской реформы 1861 года явились труды В. И. Семевского, И. И. Иванюкова, А. А. Корнилова, Г. А. Джаншиева и других исследователей.

          В связи с тем, что в  2011 году отмечается 150-летний юбилей этого важного, на мой взгляд, в истории России события, мне предложенная тема конференции показалась особенно интересной и актуальной.

 Задача, поставленная в работе: на основе анализа источников – воспоминаний, мемуаров, сочинений, дневниковых записей   государственных деятелей, принимавших участие в разработке реформы, общественных деятелей, интересующихся этом вопросом, а также тех людей из «верхов»  русского общества, которые имели отношение к  решению крестьянского вопроса в России, - рассмотреть разные точки зрения к  отмене крепостного права и различные варианты освобождения крестьян, предлагаемые для разработки проекта реформы 1861 года. 

 Большое внимание уделено следующим вопросам:

1. Подготовка проектов крестьянской реформы в консервативном лагере.

2. Разработка крестьянской реформы в лагере либералов.

2. Федорков Михаил

9А класс МОУ СОШ № 3, город Нелидово, Тверской области, РФ

"Итоги и последствия отмены крепостного права в России"

Крепостное право в России было принято в 1649 году, Соборным уложением. Многие крестьяне оказались в полной власти ненасытных и порой даже жестоких помещиков. Но со временем почти каждый крестьянин понял, что он должен быть свободным, и по всем губерниям волнами прокатывались крестьянские восстания, которые жестоко подавлялись властями. Цель моей работы состоит в том, чтобы проанализировать итоги отмены крепостного права в России, дать оценку действиям помещиков и крестьян в этом непростом вопросе, а также оценить в этом процессе деятельность Александра II.

 Многие крестьянские бунты, восстания создали большую трещину в экономике страны, много крестьян сбегало от своих хозяев. Многие Российские цари понимали, что отмена крепостного права необходима, но многие и боялись мести от обиженных дворян, и старались лишь облегчить жизнь «низших слоёв». Я приведу  несколько таких попыток...

3.

Котова Мария

9А класс МОУ СОШ № 3, город Нелидово, Тверской области, РФ

«Александр II – освободитель»

С окончанием Крымской войны в истории России началась новая полоса. Современники называли ее эпохой Освобождения или эпохой Великих реформ. Получилось так, что предыдущий период истории прочно соединился с именем Николая I, а новый - с именем его преемника - Александра II. Крепостное право диктовало всей стране крайне замедленные темпы развития. Крымская война наглядно показала растущее отставание России. В ближайшее время она могла перейти в разряд второстепенных держав. Сознавая необходимость преобразований, Александр II не знал, как приступить к ним. У него не было ни плана реформ, ни руководящих принципов.  Потребовалось создать систему центральных и местных учреждений специально для разработки крестьянской реформы. К августу 1859 г. проект был подготовлен. Помещики не возражали против наделения крестьян землей, но требовали за нее выкуп, несоразмерный с ее стоимостью. Заветной же мечтой крепостников было так или иначе похоронить реформу. Но Александр II проявил необыкновенную настойчивость: «Вам известно происхождение крепостного права. Оно у нас прежде не существовало: право это установлено самодержавною властью и только самодержавная власть может уничтожить его, а на это есть моя прямая воля».
4. Новикова Маргарита,  Петрукович Мария 10 класс

11 класс МОУ СОШ № 3, город Нелидово, Тверской области, РФ
"Русское крестьянство в живописи второй половины XIX века" На протяжении почти четырех веков русский народ подвергался «добровольному» насилию, нёс бремя тяжкого крепостнического гнёта.… И кто повинен в том, что такая Великая Могучая Свободная Бескрайняя  страна позволила себе стать рабской, ничтожной, несправедливой? Почему на протяжении стольких лет  государство, которое стремится к сближению с народом, к слиянию с ним (а иначе невозможно построить сильной державы, а, как известно, любой правитель ставил перед собой именно эту благую цель), обижало, ущемляло в правах тех, кого обязано защитить?  По правде говоря, дать ответ на этот вопрос крайне сложно. Да и в своей работе мы не задавались целью найти ответ  на этот вопрос. Для нас намного важнее было понять, через картины русских художников, как же жили всё-таки эти люди, скованные тяжелыми оковами рабства, как им удавалось жить счастливой жизнью, удавалось ли вообще? Безусловно, вопрос о крепостной зависимости – это первостепенная проблема 19 века.… И  он волновал не только писателей, как это принято считать, но и выдающихся «мастеров кисти» своего времени. Так,  в работах художников К. Лемоха, В. Маковского, В. Максимова и других, мы находим замечательные по силе произведения о  жизни крестьянства. И прежде, чем начать рассказывать вам о них, хотелось бы процитировать А.С.Пушкина:  
Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?
5. Венкова Алина

8А класс Гимназии №2, Город Нелидово, Тверской области

Александр II-Освободитель  В 2011 году исполняется 150 лет со времени такого важного исторического события в Российской империи, как отмена крепостного права. Вопрос отмены крепостного права в России был острым и актуальным. Он заставлял размышлять об общественно-экономическом переустройстве лучшие умы русских мыслителей, философов. Ведь возможности крепостничества (окончательно юридически оформленного Соборным уложением в 1649 году в правление Алексея Михайловича Тишайшего) как экономической системы уже на исходе первой половины XIX в. были исчерпаны. Это означало, что оно вступило в полосу глубокого кризиса. Крепостное право стало тормозить развитие промышленности, торговли и крестьянского предпринимательства. Поражение в Крымской войне 1853-1856 годов показало военно-техническую отсталость России от западных держав. Угроза финансового краха государства вынудили правительство встать на путь социальных и политических реформ. Изучая события того времени, я решила провести небольшое историческое исследование по данной проблематике. Цель моего реферата: представить правдиво и убедительно историческую личность Александра II в свете давних событий, способствовавших (с его легкой руки) отмене крепостного права; показать историческую роль российского императора-реформатора и освободителя.

Страница викторины
Страница для отправки текстов эссе
План мероприятий Конференции

Сообщения от организаторов Конференции участникам:

Дата сообщения Текст сообщения
01 февраля 2011 года

Уважаемые участники Интернет-Конференции!
Дорогие друзья!

Благодарим Вас за то, что Вы откликнулись на наше обращение и активно участвуете в совместном международном проекте "Академия детской дипломатии на пути к культуре мира", организованном ГОУ Гимназия №1522 г. Москвы в 2001 г.
Благодарим всех, кто заинтересовался предложенной проблематикой и не пожалел времени и сил для проведения собственных исследований, формирования своей точки зрения по вопросу, сильно изменившему жизнь России XIX века! С точки зрения юриспруденции отмена крепостного права - это всего лишь подписание Александром II документа определённой юридической силы, готовившегося несколько лет. С человеческой точки зрения - ответственнейший шаг царя, прекрасно понимавшего всю сложность ситуации и все последствия.
Работы, заявленные и присланные для участия в Конференции, оказались очень разными. Вы охватили почти всю предложенную нами тематику. Мы считаем важным и полезным уже то, что Вы познакомились с основными правовыми документами, подробно изучили жизнь и личность Александра II, рассказали о проведении реформы в Ваших государствах и показали высокую личную заинтересованность в изучаемой проблематике.
Комиссия по рецензированию единодушно отмечает серьёзный подход к исследованию. Считаем, что предложенная тема, несмотря на свою кажущуюся сложность, оказалась достаточно интересной.

Сообщаем Вам, что Конференция начинает свою работу 1 февраля 2011 года. Всем участникам необходимо до 6 февраля задать 5-20 вопросов по работам других участников, отправив их на адрес: dirshkola3@rambler.ru  Первые вопросы по Вашей работе появятся на Вашей страничке 2 февраля. Просим Вас в период Конференции периодически просматривать свою личную страницу или электронную почту для получения текущей информации о её ходе. В период с 8 по 15 февраля личные страницы будут обновляться каждые 2 часа в случае поступления информации. Просим обратить внимание на участие в обязательных мероприятиях плана конференции во избежание ненужных недоразумений.

Удачи всем!
До встречи
на сайте IX МШИИК!
Организаторы Конференции.

01 февраля 2011 года Уважаемые руководители!
Понимая всю загруженность, работы ребят, если они ещё будут, принимаются до начала основного тура викторины.
8 февраля 2011 года

Уважаемые участники! Уважаемые руководители!

Сегодня, в День российской науки, пройдёт основной тур викторины в рамках конференции, и у Вас есть хорошая возможность продемонстрировать свои знания, полученные ранее или приобретённые в период прохождения нашей конференции. Этап "вопрос-ответ" подходит к концу, прислано более 100 вопросов по тематике конференции, приём ответов заканчивается 14 февраля 2011 года. Всё размещение на сайте через электронную почту  dirshkola3@rambler.ru Не пропускайте обязательные для участия мероприятия. У нас всё получится.

Директор МОУ СОШ № 3 г. Нелидово Тверской области РФ Брюхнов Иван Валентинович

25 февраля 2011 года
Уважаемые участники! Дорогие руководители!

Дважды благодарю Вас за мужество: первый раз - что Вы откликнулись на наше предложение и приняли участие в работе над достаточно трудной темой, второй раз - что выдержали наши испытания и достойно завершили конференцию.
Ваша активность и серьёзное отношение к делу заставили и организаторов держаться на высоте.
Поэтому:
  • все участники, принявшие участие в викторине, туре мини-эссе и ответившие на ВСЕ поступившие работы, считаются победителями Конференции;

  • все работы победителей получат свою рецензию до 3 марта 2011 года;

  • все победители Конференции получат дипломы победителя и специальный выпуск школьной газеты до 24 апреля 2011 года;

  • в связи с большим количеством проводимых мероприятий принято решение не собирать участников Конференции в городе Нелидово Тверской области на весенних каникулах 2011 года. Это обусловлено подготовкой к конференции о роли Русской Православной церкви в годы Великой Отечественной войны. Это хорошая возможность всё же посетить наш город в год присвоения Твери почётного звания "Город воинской славы".

Всем спасибо! Вы отдаёте намного больше, чем получаете.

До встречи на следующих проектах!

Директор МОУ СОШ № 3 г. Нелидово Тверской области Брюхнов Иван Валентинович


Вопросы по работе Чиркиной Елены «Отношение «верхушки» русского общества к отмене крепостного права в России»

Вопрос (задается куратором Конференции или другими участниками) Ответ присылает участник на адрес dirshkola3@rambler.ru
1. Николаева Светлана Владимировна, организатор IX МШИИК: Каковы основные условия отмены крепостного права, изложенные в "Общем положении"?

"Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»  содержит  главные условия Крестьянской  реформы:

-  крестьяне получали личную  свободу и право свободно распоряжаться своим имуществом;

-     помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам "усадебную оседлость" и полевой надел ".

- За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 9 лет.

-  Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах 1861, которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками.

- Крестьянам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком - полевого надела, до осуществления этого они именовались временнообязанными крестьянами.

- "Общее положение" определяло структуру, права и обязанности органов крестьянского общественного управления (сельского и волостного) и волостного суда.

2. Морозова Татьяна, Керчь, АР Крым, Украина: А. И. Герцен считал, что с отменой крепостного права в России не только ликвидируются крепостнические отношения, но и начнется социалистическое преобразование страны. Что сформировало такое мнение Герцена? Что такого социалистического нашел он в общине? Круг проблем, рассматриваемый Герценом, определялся прежде всего потребностями экономического развития России, поэтому важное место имела критика системы крепостнических отношений. Он справедливо утверждал, что "весь русский вопрос, по крайней мере, в настоящее время, заключается в вопросе о крепостном праве"
Крепостническую эксплуатацию Герцен рассматривал как кражу помещиком труда крестьянина. Он решительно отвергал стремление крепостников доказать, что оброк необременителен для крестьянина. Сравнивая оброчные имения крупных помещиков с положением барщинных крестьян мелкопоместных дворян, он отмечал, что оброчные крестьяне лишь "менее бедные и несчастливые".

Раскрывая противоречия крепостнических отношений, Герцен показал, что существуют две различные, противоположные друг другу России: Россия крепостного народа и Россия помещиков с их самодержавным правительством. Герцен выступил с обоснованием особого - некапиталистического пути развития России. Такому представлению о путях экономического развития России благоприятствовала социально-экономическая обстановка периода падения крепостного права. Перед реформой сельское население составляло более 90% всего населения страны. Несмотря на процесс разложения, наблюдавшийся среди помещичьих и особенно государственных крестьян, господство крепостного права задерживало раскол деревни. Пролетариат еще не выделился из общей массы трудящихся. Крестьянство самостоятельно выступало против крепостного права и помещичьей власти. Его движение не возглавлялось и буржуазией, искавшей пути соглашения с помещиками.

Герцен видел в освобождении крестьян с землей не только уничтожение крепостнических отношений, но и начало последующего социалистического преобразования России.
3. Клопова Олеся, Викторенкова Виктория, с. Ильино, Западнодвинский район, Тверская область, РФ: Чем отличались позиции консерваторов и либералов по крестьянскому вопросу? Либеральное общественное течение за общественные реформы было представлено в основном капиталистическими элементами в городе и передовой интеллигенцией. Эти слои населения высказывались за полное освобождение крестьянства, но вопрос о наделении его землей решался ими по-разному: одни ратовали за предоставление крестьянам небольших участков земли в полную собственность безвозмездно либо за выкуп, другие - на условиях аренды либо безвозмездного владения.
В концепциях модернизации России, разрабатывавшихся либеральными консерваторами, отмена крепостного права играла роль первого шага на пути построения в стране полноценного гражданского общества.
По их мнению, эта мера имела два наиболее важных последствия для дальнейшего развития России. Первостепенным последствием ликвидации крепостничества и предоставления крестьянам личной свободы с землей они считали социальную консолидацию, преодоление тех внутренних барьеров, которые искусственно разъединяли российское общество. К. Д. Кавелин писал, что после окончательного завершения реформы весь народ сольется в единое целое, в котором... будут высшие и низшие классы, но не будет вражды и внутренней ра
зорванности. Либеральные консерваторы полагали, что отмена крепостного права ознаменовала начало новой эпохи не только для крестьян, но и для дворянства.
4. Битар Талал, г. Керчь, АР Крым, Украина: Каким было отношение либералов к отмене крепостного права? Кто из либералов был ярым противником отмены крепостного права? Либералы понимали необходимость отмены крепостного права, так как оно тормозило развитие страны на экономическом и политическом уровне. Либералы (К. Д. Кавелин, А. М. Унковский ) защищали идею освобождения крестьян с землей, которой они владели, но за большой выкуп.
5. Бобина Мария, Керчь, АР Крым, Украина: Почему либералы открыто критиковали Россию?

Либералы - это люди, которые выступали сторонниками мирных способов решения проблем, но в то же время они считали, что в России назрела  необходимость кардинальных перемен. Самодержавие, сохранение крепостничества, отсутствие прав и свобод у широких слоёв населения - все это и многое другое пагубно сказывалось на развитии России. Особо четко все бедствия и "язвы" обнажились во время Крымской войны, обострившей нужды и бедствия основной массы населения. Среди деятелей либерального движения были и представители дворянства, и чиновники разных рангов, в том числе и находящиеся на государственной службе. Правительство не могло не прислушиваться к их критике, так как само осознавало необходимость перемен, а особенно в решении крестьянского вопроса.

6. Чернов Николай, Керчь, АР Крым, Украина Выгодна ли была "верхушке" эта реформа?

Конечно невыгодна, особенно консерваторам-охранителям, и не только им. Крестьянская реформа ни у кого не вызвала восторга. Не случайно известный русский поэт Н.А. Некрасов в поэме "Кому  на Руси жить хорошо" писал:

Распалась цепь великая,

Распалась и ударила

Одним концом по барину, другим по мужику

7. Кравченко Даниил, Керчь, АР Крым, Украина: Насколько сильно имело влияние "Верхушка" русского населения на Александра II, как повлияли отношения "Верхушки" с Александром II после отмены крепостного права ?  

Правительство и Александр II должны были считаться с мнением "верхушки" общества, но в целом проект реформы был разработан без особого влияния указанной категории людей, хотя некоторые предложения, приходящие с мест, легли в основу реформы 1861 г. (например, некоторые предложения Тверского губернского  комитета).


Вопросы по работе Федоркова Михаила "Итоги и последствия отмены крепостного права в России"

Вопрос (задается куратором Конференции или другими участниками) Ответ присылает участник на адрес dirshkola3@rambler.ru
1. Морозова Татьяна, Керчь, АР Крым, Украина: Была ли реформа отмены крепостного права выгодна помещикам? Может, на самом деле, Манифест спас многих землевладельцев от разорения? Я думаю, помещики не хотели реформы, они боялись потерять бесплатную рабочую силу. С проведением реформы начинается запустение дворянских гнезд.
2. Клопова Олеся, Викторенкова Виктория, с. Ильино, Западнодвинский район, Тверская область, РФ: Какой итог крестьянской реформы ты считаешь главным? Я считаю главным итогом этой реформы то, что крестьяне стали лично свободными людьми.
3. Руденко Дарья, г. Волгоград, РФ: Здравствуй, Михаил. Как ты думаешь, крепостное право было отменено из-за благородного желания Александра II дать крестьянам свободу или же из-за острой необходимости в этом? Здравствуй Дарья! Я  думаю, что на этот вопрос можно дать двойной ответ. С одной стороны, к тому времени уже назрел вопрос об отмене крепостного права, многие хозяйства приходили в упадок из-за старой системы крепостничества, росло недовольство многих слоёв общества, экономика государства переживала сложное время. А с другой, Александр II с самого начала своего правления показал себя царём-реформатором,  лично осознавал всю тяготу жизни крестьян и хотел им облегчить её.
4. Битар Талал, г. Керчь, АР Крым, Украина: Однажды в конце XIX века, после принятия всех реформ, было судебное дело, на котором судили крестьянку, избившую своего хозяина! Вопрос: оправдали эту девушку и есть ли в этом заслуга реформ, проведенных ранее?  
5. Бобина Мария, Керчь, АР Крым, Украина: Ленин отмечал: "Ни в одной стране в мире крестьянство не переживало и после "освобождения" такого разорения, такой нищеты, таких унижений и такого надругательства, как в России". Объясните эти слова! Эти слова, я думаю, можно объяснить так: выходя от помещика, крестьянин получал надел земли в пользование, но помещики часто обманывали крестьян и забирали у них лучшие земли. У крестьян не было никаких условий для труда на этой земле, ведь они освобождались с долгами за землю, и им не на что становилось жить. Всё так же крестьяне работали на барина за гроши. Но не все крестьяне бедствовали.
6. Чернов Николай, г. Керчь, АР Крым, Украина: Если цари пытались облегчить жизнь крестьян, то как Вы объясните такое событие, как "Кровавое воскресение"?

Я не совсем понял смысл вашего вопроса! Как известно, «Кровавое воскресение" - это мирная демонстрация петербургских рабочих,  происходившая 9 января 1905 года на площади возле Зимнего дворца. Тогда мирные демонстранты были расстреляны войсками.

Я не вижу связи между отменой крепостного права и этим событием!

Вопросы по работе Котовой Марии "Александр II - освободитель"

Вопрос (задается куратором Конференции или другими участниками) Ответ присылает участник на адрес dirshkola3@rambler.ru
1. Николаева Светлана Владимировна, организатор IX МШИИК: Согласна ли ты, что, предложив реформу и отстаивая ее, Александр II проявил личное мужество? Согласна. Крепостное право диктовало всей стране крайне замедленные темпы развития. Заветной же мечтой крепостников было так или иначе похоронить реформу. Но Александр II проявил необыкновенную настойчивость: «Вам известно происхождение крепостного права. Оно у нас прежде не существовало: право это установлено самодержавною властью и только самодержавная власть может уничтожить его, а на это есть моя прямая воля». К чести государя нужно отметить, что многое из задуманного удалось реализовать.
2. Морозова Татьяна, Керчь, АР Крым, Украина: Кто окрестил Александра II «Освободителем»? Невозможно сказать, кто окрестил Александра II «освободителем», так как мнения расходятся. Некоторые считают, что это - народ, а другие утверждают что это - приближенные люди императора.
3. Клопова Олеся, Викторенкова Виктория, с. Ильино, Западнодвинский район, Тверская область, РФ: На какие результаты рассчитывал Александр II после отмены крепостного права? Бывшие крепостные крестьяне получали личную свободу и независимость от помещиков. Их нельзя было продавать, покупать, дарить, переселять, закладывать. Крестьяне теперь назывались свободными сельскими обывателями; они получали гражданские свободы - могли самостоятельно совершать сделки, приобретать и распоряжаться имуществом, заниматься торговлей, наниматься на работу, поступать в учебные заведения, переходить в другие сословия, самостоятельно вступать в брак. С отменой крепостного права Александр II рассчитывал на следующие результаты: упрочнение финансовой системы страны, рост развития промышленности и искоренения крепостничества, как формы рабства.
4. Битар Талал, г. Керчь, АР Крым, Украина: После поражения в Крымской войне назревала ли революция или это было временное волнение? Революция назревала. Крымская война наглядно показала растущее отставание России. В ближайшее время она могла перейти в разряд второстепенных держав. Поражение страны в Крымской войне показало военно-техническую отсталость России. Была подорвана финансовая система; крестьяне разорялись из-за рекрутских наборов, роста повинностей. Началось массовое бегство крестьян от помещиков.

Вопросы по работе Новиковой Маргариты и Петрукович Марии "Русское крестьянство в живописи второй половины XIX века"

Вопрос (задается куратором Конференции или другими участниками) Ответ присылает участник на адрес dirshkola3@rambler.ru
1. Николаева Светлана Владимировна, организатор IX МШИИК: Почему первые годы правления Александра II были названы современниками «оттепелью»? В критический для страны час он смог переступить через многие привычные взгляды... недостатки, а также судебная реформа наших дней, которая явно имеет связь и похожие черты с реформой 1864 года. Александр II и его реформы. Правление императора Александра II (1855-1881) стало периодом радикальных преобразований российского общества.
2. Морозова Татьяна, Керчь, АР Крым, Украина: Почему в творчестве русского живописца Валентина Серова заняла не последнее место тема крестьянства? Что повлияло на становление его личности и пробудило интерес к русскому крестьянину? Действительно в творчестве В.Серова картины по теме крестьянство занимали достаточно важное место. Большое значение в формировании художественных взглядов имела жизнь Серова в Абрамцеве и Домотканове. Среднерусская природа с рощами, полянами, оврагами, перелесками, с околицами русских деревень и жизнь русских крестьян полюбилась художнику с детских лет, а дом Мамонтова, где над эскизами декораций трудились Коровин и Врубель, где была мастерская майолики, где с успехом шла частная опера, вдохновил художника на счастливые творческие успехи.
3. Битар Талал, г. Керчь, АР Крым, Украина: Как вы думаете, на картине К. Лемоха "Пьяный муж" изображена горечь и печаль от несбывшихся надежд, которые крестьяне возлагали на государство? И почему мужик "сглаживает углы" алкоголем? Он потерял надежду на освобождение от помещиков? Вполне возможно, автор хотел изобразить горечь и печаль мужика от несбывшихся надежд, который он ждал от государства. Но, так или иначе, он изобразил трудную жизнь крестьянина в это трудное время.
4. Бобина Мария, Керчь, АР Крым, Украина: Повлияла ли как-нибудь отмена крепостного права на развитие живописи? Безусловно, отмена крепостного права повлияла.

Страница викторины
Страница для отправки текстов эссе
План мероприятий Конференции

Тезисы жюри о работе участников:

Тезисы жюри о работе Чиркиной Елены «Отношение «верхушки»  русского  общества к отмене крепостного права в России»: Серьёзнейшая работа, полностью соответствующая заявленной теме. Автор подробно описывает отношение "верхушки" русского общества середины XIX века к отмене крепостного права. Особенно ценно, что в работе уделяется место деятельности тверских либералов как лидеров подготовки реформы среди провинциального дворянства.

Директор МОУ СОШ № 3 г. Нелидово Тверской области Брюхнов Иван Валентинович

Тезисы жюри о работе Котовой Марии «Александр II – освободитель»: В целом работа может быть оценена положительно. Требования к оформлению выполнены, но в тексте не указаны разделы плана. Представлен список используемой литературы. Тема раскрыта, но хотелось бы увидеть более четко позицию автора и цель исследования. Работа показывает, что учащийся хорошо ориентируется в материале.

Белова Вера Ивановна, учитель истории и обществознания, гимназия №2, город Нелидово, Тверская область, РФ.

Тезисы жюри о работе Новиковой Маргариты и Петрукович Марии "Русское крестьянство в живописи второй половины XIX века": Требования по оформлению реферата выполнены полностью, но, к сожалению, не указано ни одного литературного источника, а только интернет-ресурсы. В целом содержание тематики раскрыто. Представлен большой материал об отмене крепостного права в изобразительном искусстве XIX века. Работа содержательна, насыщена интересным ярким иллюстративным материалом. Введение и заключение изложены четко, верно. Стиль изложения изобилует художественными, образными выражениями. Эксперт оценивает данную работу очень хорошо.

Белова Вера Ивановна, учитель истории и обществознания, гимназия №2, город Нелидово, Тверская область, РФ.

Тезисы жюри о работе Венковой Алины "Александр II-Освободитель": В целом работа соответствует заявленной теме. Автор уделяет много внимания подготовке и проведению крестьянской реформы, приводит интересный числовой материал, рассказывает о проведении реформы на национальных окраинах Российской империи. К недочётам работы можно отнести несоответствие страниц в содержании и в тексте, отсутствие разбивки текста на абзацы.

Директор МОУ СОШ № 3 г. Нелидово Тверской области Брюхнов Иван Валентинович

Итог Конференции:

Ф.И.О. фактических участников Ф. И. О. фактических руководителей Фактическая тема работы ПОБЕДИТЕЛЬ в номинации
1. Чиркина Елена

Дегтярёва Наталья Витальевна,

учитель истории и обществознания МОУ средняя школа №5

«Отношение «верхушки»  русского  общества к отмене крепостного права в России» Особая премия жюри за глубину исследования
2. Венкова Алина Белова Вера Ивановна, учитель истории и обществознания Гимназии №2 "Александр II-Освободитель" "За серьёзное отношение к решению поставленной проблемы"
3. Федорков Михаил Шипякова Оксана Петровна, учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 3 "Итоги и последствия отмены крепостного права в России" За участие в конференции
4. Котова Мария «Александр II – освободитель» "За серьёзное отношение к решению поставленной проблемы"
5. Новикова Маргарита,  Петрукович Мария "Русское крестьянство в живописи второй половины XIX века" "За оригинальность предоставленного материала"

Страница конференции  Правила участия  Инструкция для участников  План проведения

Хостинг от uCoz