Из истории изобразительного искусства России.

Живопись конца XIX – начала XX века.

 

 

Программы, элективные курсы

 

Викторины

 

Игры

 

Рабочая тетрадь

 

Опорные схемы

 

Тесты

 

 

Из истории изобразительного искусства России.

 Живопись конца XIX-начала XX вв.

 

Пояснительная записка:

Важной составной частью предпрофильной подготовки учащихся является ведение элективных курсов. Данная программа  является межпредметной (ориентационной) и позволяет реализовать ученикам интерес к выбранному направлению, усвоить материал на более высоком уровне, помочь проверить себя с точки зрения образовательной перспективы, ответить на вопрос «Могу ли я, хочу ли я учить это, заниматься этим», а также создает условия подготовки к экзамену.

Курс позволяет через работу над анализом художественных произведений, историю создания картин еще раз обратиться к событиям истории России, историческим персоналиям, подробнее познакомиться с художественной жизнью России данного периода.

 

Цели курса:

-способствовать формированию положительной мотивации в ориентации на гуманитарный и художественный профиль;

-развивать интерес к отечественной истории и культуре;

-расширить представление о живописи конца XIX- начала XX вв.;

-обогатить знания учащихся по культурологическому аспекту истории;

-способствовать подготовке к экзамену.

 

Предполагаемые результаты изучения курса определяются поставленными в программе целями.

 

В области предметной компетенции на основании изучения данного курса учащиеся могут и должны уметь

-характеризовать основные направления  и особенности живописи  начала XX века;

-знать представителей живописи начала XX века и их произведения.

 

В области   межкультурной   компетенции учащиеся развивают способность понимать и уважать взгляды, духовный мир других людей через личностное культурное развитие.

 

Методы обучения определяются целями данного курса. Используются методы информативно-иллюстративного подхода с активными формами организации деятельности учащихся.

 

 

 

 

Содержание программы:

 

Введение. (2 ч.) Общая характеристика художественной жизни России конца XIX-начала XX вв. Традиции и новые направления в искусстве. Продолжение реалистических традиций русского искусства. Жанровая живопись  1890-1900гг. Утрата жанровой живописью господствующего положения.  Художественные течения и основные группировки художников. «Мир искусства», «Голубая роза», «Ослиный хвост», «Бубновый валет». Декадентство и формализм. Футуризм и начала абстракционизма. Новое поколение жанристов. Поиски тематики, новых живописных приемов.

 

Понятия: жанр бытовой,  исторический, батальный, пейзаж, портрет, сатира, карикатура, импрессионизм, символизм, традиции, новаторство,  модерн, авангард, декадентство, формализм, кубизм, супрематизм.

 

Раздел 1. Художественные объединения.(2 часа.)

 

«Союз русских художников»(1903-1923 гг.) крупнейшее выставочное объединение нач. XX   века.

« Мир искусства» - объединение художников (оформилось в конце 1890-х г., как выставка существовало до 1904 г., в расширенном составе в 1910-1924 гг.). Роль объединения в развитии культуры России. Идейно-эстетические принципы объединения. Теория «искусство для искусства». Ведущие художники «Мира искусства А.Н.Бенуа, К.А.Сомов, Л.С. Бакст, М.В. Добужинский.

Роль Дягилева в деятельности объединения. Общие художественные черты в творчестве художников: утонченный декоративизм, изящная линеарность, изысканность колорита. Поиски стилеобразующего начала, «целостного искусства». Обновление  «Мира искусства» в 1910 –е гг. Роль Н.К.Рериха в этом процессе.

 Б.М.Кустодиев.

 

Усиление формалистических тенденций в искусстве в объединениях «Голубая роза» и  «Бубновый валет».

«Голубая роза» - художественная группировка начала XX века (получила название от одноименной выставки 1907 г.). Художники объединения: П.В.Кузнецов, Н.П.Крылов, С.Ю.Судейкин, Н.Н.Сапунов, М.С.Сарьян. Плоскостно-декоративная стилизация форм, мягкая прихотливость линейных ритмов, приглушенные цветовые сочетания в работах мастеров «Голубой розы».

«Бубновый валет»(1910 г.) П.П. Кончаловский, А.В.Куприн, А.В.Лентулов, И.И.Машков, Р.Р.Фальк - мастера объединения. Живописно-пластические искания в русле французской живописи (русский сезанизм), обращение к приемам русского народного искусства. Жанры натюрморта, пейзажа, портрета в их творчестве. Стремление к решению формальных живописных задач: передачи объема на плоскости, построение формы с помощью цвета. Кубизм и футуризм, важные компоненты изобразительного стиля « Бубнового валета».

 

Раздел 2. Историко-бытовой жанр. (3 часа.)

 

Развитие и закрепление традиций реализма в творчестве Н.А.Касаткина,

С.А.Коровина, С.И.Иванова, А.Е.Архипова, А.С.Степанова.

Дореволюционный период в творчестве М.В.Нестерова.

Творчество Ф.А.Малявина.

Бытовой жанр в творчестве В.Н. Бакшеева, Н.П. Богданова-Бельского и др.

Развитие традиций русской исторической живописи.

Бытовые – исторические картины А.П.Рябушкина, С.И.Иванова.

Пейзаж в исторической живописи - творчество Н.К.Рериха, А.М.Васнецова. Новы е живописные приемы: широкая, свободная манера письма, тонкая нюансировка цветовых отношений.

Творчество А.А.Архипова.  «Прачки»(1901г.) Обобщенно-эскизная манера письма. Социальная тенденция живописи. Портреты крестьянок(1910-е гг.) - жизнеутверждающие образы людей. Праздничность колорита, широкий густой мазок, контрастное сопоставление тонов.

Картины А.П.Рябушкина. «Московские женщины XVIII в. в церкви» (1890г.)   «Свадебный поезд в Москве XVII века(1901г.) - лучшие образы историко-бытового жанра. Один из путей преобразования традиционного жанра - акцентирование в картине пейзажного начала.

Историческая тема в творчестве В.А.Серова. Картины на мифологические сюжеты. «Похищение Европы» (1910г.) Творчество Серова-вершина русского реалистического искусства.

Творчество И.Е.Репина. Монументальный характер жанровых картин Репина («Бурлаки на Волге-1870-73гг.). История создания, композиция, колорит. Героизация бытового жанра, изображение возвышенного в жизни простых людей. « Крестный ход в Курской губернии»(1880-83гг.) - изображение многообразия жизни России. Историческая тема в творчестве Репина («Царевна Софья-1879г.; «Иван Грозный и сын его Иван»-1885г.)

Исторический жанр в творчестве Н.К.Рериха. Дохристианская Русь. («Восста род на род», «Заморские гости»)

 

Раздел 3. Портретная живопись.(2 часа)

 

Портреты И.Е.Репина. Исключительная сила типизации в произведениях «Протодьякон»(1877г.)» Мужичок из робких»(1877 г.), «Мужик с дурным глазом»(1877г.). Портретная галерея современников художника: В.В.Стасов(1873г.), А.Ф.Писемский(1880г.) М.П.Мусоргский(1881г.), П.А. Стрепетова (1882г.), Л.Н.Толстой(1887г.). Монументальный групповой портрет «Торжественное заседание Государственного совета»(1901-1903гг.)

В.А.Серов - выдающийся художник портретист. «Девочка с персиками»(1887г.), «Девушка, освещенная солнцем»(1888г.), «Ника Морозов»- лучшие произведения раннего периода творчества. Утверждение идеала красоты и юности, счастливого и радостного бытия. Интерес Серова к разработке цветовых эффектов, к передаче световоздушной среды Поиски монументальной выразительности и социальной значимости в образах представителей русской интеллигенции. Портреты: И.И.Левитана (1893г), М. Горького(1904г.)  М.Н.Ермоловой(1905г.), Ф.И.Шаляпина(1905г.). Парадные портреты Серова: «Портрет О.Л.Орловой»(1911г.), « Портрет В.О. Гиршман»(1911г.)

Творчество С.В.Малютина, М.В.Нестерова, Б.М. Кустодиева, А.Я.Головина, К.А.Коровина.

 

Раздел 4. Пейзаж.(2 часа)

 

Развитие реалистических традиций русского пейзажа. И.Э.Грабарь, К.Ф. Юон, А.А.Рылов.

Поэзия русской природы, ее раскрытие как особого рода цветовой гармонии. (И.Э.Грабарь «Мартовское солнце»1915г., «Февральская лазурь»1904 г.)

Непосредственные натурные впечатления, национальный русский колорит у К. Ф. Юона.

Творчество И.И.Левитана. Настроение в картинах Левитана, тонкое одухотворенное восприятие русского пейзажа. Влияние Левитана на развитие пейзажной живописи XX века. Пейзажная школа Левитана: С.Ю.Жуковский, П.М. Туржанский и др.

 

Раздел 5. Импрессионизм.(2 часа)

 

Творчество И.И. Левитана

Творчество В.Э  Борисова - Мусатова. Живописная манера художника: изысканная гармония приглушенного колорита, переработка принципов пленэрной живописи, соединенной с общим декоративным решением полотна («Гобелен» 1901 г., «Водоем» 1902г., «Изумрудное ожерелье» 1903-04гг.) Роль пейзажа  в произведениях художника. Музыкальность полотен, их одухотворенность. Выражение мечты о прекрасном гармоничном мире. Влияние живописи художника на становление символизма в живописи начала XX века.

Творчество К.А.Коровина.

 

 

Раздел 6. Политическая сатира и карикатура.(1 час)

 

Журналы «Жупел», « Адская почта», «Жало», «Пулемет». Работы И.Я. Билибина, Б.М. Кустодиева, В.А.Серова, Е.Е.Лансере, Д.Н. Кардовского и др.

 

Раздел 7.Театрально-декоративная живопись.(1 час.)

 

Графика. Иллюстрации к книгам. Книжные иллюстрации Билибина. Майолика

 Врубеля («Мизгирь», «Купава».) Участие в деятельности художественного кружка в Абрамцеве.

 

Раздел 7.Символизм, модерн, авангард.(2 часа)

 

М.А.Врубель. Сложность его искусства. Отражение в его творчестве идейных конфликтов конца XIX столетия. Нравственно-философские основы его искусства. Обращение к вечным темам и мотивам. Влияние символизма на его творчество («Пан»-1899г.) Органичное слияние мира человеческих чувств и мира природы (« К ночи», «Сирень»-1890 г.) Поиски высокого монументального стиля и национальной формы. Черты стиля «модерн» в творчестве Врубеля и выход за рамки символизма и модерна. Стремление создать целостную картину мира и отразить трагическое мироощущение. Образ демона в творчестве Врубеля. Воплощение в нем идеала героической личности-бунтаря, отверженного пророка, обреченного на одиночество. («Демон» 1890 г., «Демон поверженный» 1902 г.)

Врубель колорист и мастер рисунка.

Творчество Н.К.Рериха.

К.С.Петров – Водкин - выдающийся русский художник. Влияние символизма и модерна в его творчестве. Создание аллегорических произведений. Переход в 1910-е годы к разработке целостных монументально- декоративных произведений («Играющие мальчики»-1911г., «Купание красного коня»-1912 г.) Композиция, ритм, контрасты открытых ярких цветов. Последовательность в обращении к образам древнерусского искусства («Мать»-1913 г., «Девушки на Волге»-1915,»Утро»1917 г.) Вечные образы и типы у Петрова-Водкина.

 

Раздел 8.Абстракционизм в России. (1час.)

 

В.В.Кандинский и К.С.Малевич- основоположники абстрактного искусства. Отказ от изображения реальных предметов в творчестве художников абстракционистов, стремление к созданию с помощью отвлеченных элементов художественной формы неизобразительных композиций.

 

Значение творчества художников для русского и мирового искусства.

 

Программа рассчитана  на 20 часов.

 

 

 

Доля самостоятельности ученика.

Учащиеся могут выбрать:

*   Объект изучения (творчество отдельного художника, художественное направление, историю создания произведения).

*   Виды отчетных работ из предложенного перечня.

*   Литературу, по которой будут готовить собственные работы.

Какие виды деятельности возможны.

*   Анализ творчества художников концаXIX-начала XX века.

*   Составление конкретизирующей таблицы.

*   Устные сообщения.

*   Сочинения по картинам.

*   Подготовка презентации.

*   Исследовательская работа.

*   Тестовые задания.

*   Игровые задания.

*   Работа с заданиями рабочей тетради.

Контроль.

*   Учащийся получает зачет (оценка не ниже «4»)при условии выполнения не менее 3 обязательных работ предъявленных в указанный срок, в предложенной учителем форме с соблюдением стандартных требований к оформлению.

*   Инициативно качественно выполненное задание помимо обязательных.

*   Использование Интернет - технологии.

*   Публичная презентация работы.

Форма отчетности.

Итоговая конференция с сопутствующей выставкой работ учащихся.

Фиксируется динамика интереса.

Анкетирование на первом и последнем занятии.

Собеседование в процессе работы после выполнения каждого вида обязательных работ, т.е. не менее 3-х.

 

 

 

Методические рекомендации:

 

Тема

Примерные задания.

1-2.Введение.

Понятийный диктант.

Опорная схема.

3-4..Художественные объединения конца XIX –начала XX веков.

Заполнение конкретизирующей таблицы.

Составление тестов.

Задания в рабочей тетради.

5-7. Историко-бытовой жанр.

Рассказ экскурсоводов о картинах и творчестве  художников.

Мини – сочинения.

Тесты.

Задания в рабочей тетради.

8-9.Портретная живопись

Сообщения учащихся.

Мини-сочинения.

Тестовые задания, кроссворды (игровые задания).

Задания в рабочей тетради.

10-11.Пейзаж.

«Выставочный зал».

Мини-сочинения по картинам.

Сообщения учащихся с использованием презентаций.

Тестовые задания, кроссворды (игровые задания).

Задания в рабочей тетради.

12-13. Импрессионизм.

«Выставочный зал».

Мини-сочинения по картинам.

Сообщения учащихся с использованием презентаций.

Тестовые задания, кроссворды (игровые задания).

Задания в рабочей тетради.

14.Политическая сатира и карикатура.

Тесты.

Задания в рабочей тетради.

15.Театрально-декоративная живопись.

Сообщения.

Задания в рабочей тетради.

16-17.Символизм, модерн, авангард.

«Выставочный зал».

Мини-сочинения по картинам.

Сообщения учащихся с использованием презентаций.

Тестовые задания, кроссворды (игровые задания).

Задания в рабочей тетради.

18. Абстракционизм в России.

Сообщения учащихся.

Задания в рабочей тетради.

19. Обобщающий

Лото, викторина, тесты и др.

20. Итоговая конференция.

Защита проектов.

 

В разработке содержательной части программы существенную помощь оказали программы:

« Изобразительное искусство и художественный труд».1-9 классы.  Москва.                  «Просвещение». 1994 г.

«Факультативные курсы». Москва. «Просвещение». 1990 г.

«Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства» для классов с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Москва. «Просвещение» 1994 г.

 

Литература:

 Надеждина Н. «Какого цвета снег». Изд-во: «Малыш».1988г.

Государственная Третьяковская галерея. Москва. Живопись Изд-во: «Аврора».

Савинова О.В. Изучение вопросов культуры рубежа XIX-XX вв. Искусство. Вып.5 .Тверь 2004г.

Энциклопедический словарь юного художника. Москва. Педагогика. 1983 г.

Стасевич В.Н. «Пейзаж, картина и действительность». Москва. Просвещение 1978 г.

 «Юный художник»  1991 г.№1,2,3.10,11

                                   1992г. №3-6

                                  1993 г.№4,7,9.

                                  1994 г.№1,5,6,7,8,11,12.

                                 1995 г.№4,5,6.

 

 

 

Энциклопедия «1000 великих художников». «Бизнессофт». Россия. 2005 г.

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. (разные годы)

Антонова Т.С., Харитонов, А.Л.Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XX век. Клио софт. Часть1.

На главную

 

К началу страницы

 

 

  

Шипякова О.П.

 

 

 

Хостинг от uCoz