Из истории изобразительного искусства России.

Живопись конца XIX – начала XX века.


 

 

Программы, элективные курсы

 

Викторины

 

Игры

 

Рабочая тетрадь

 

Опорные схемы

 

Тесты

 

 

Рабочая тетрадь.

 

1.Запишите определение понятий:

жанр бытовой

 

 

 

 

жанр исторический

 

 

 

жанр батальный

 

 

 

пейзаж

 

 

 

портрет

 

 

 

сатира

 

 

 

карикатура

 

 

 

импрессионизм

 

 

 

символизм

 

 

 

традиции

 

 

 

новаторство

 

 

 

 

 


 

модерн

 

 

 

авангард

 

 

 

декадентство

 

 

 

формализм

 

 

 

кубизм

 

 

 

супрематизм

 

 

 

 

 

2. Заполните таблицу

«Художественные объединения  России конца XIX-начала XX веков»:

Название

 художественного объединения.

Основные

представители

объединения.

История

 создания объединений

Цели и задачи

объединения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Прочитайте.

Сравните лермонтовского Демона и Демона Врубеля.

 

ДЕМОН

Восточная повесть

Часть I

I

Печальный Демон, дух изгнанья,

Летал над грешною землей,

И лучших дней воспоминанья

Пред ним теснилися толпой;

Тех дней, когда в жилище света

Блистал он, чистый херувим,

Когда бегущая комета

Улыбкой ласковой привета

Любила поменяться с ним,

Когда сквозь вечные туманы,

Познанья жадный, он следил

Кочующие караваны

В пространстве брошенных светил;

Когда он верил и любил,

Счастливый первенец творенья!

Не знал ни злобы, ни сомненья,

И не грозил уму его

Веков бесплодных ряд унылый...

И много, много... и всего

Припомнить не имел он силы!

 

II

Давно отверженный блуждал

В пустыне мира без приюта:

Вослед за веком век бежал,

Как за минутою минута,

Однообразной чередой.

Ничтожной властвуя землей,

Он сеял зло без наслажденья.

Нигде искусству своему

Он не встречал сопротивленья —

И зло наскучило ему.

 

XV

<...>

«На воздушном океане,

Без руля и без ветрил,

Тихо плавают в тумане

Хоры стройные светил;

Средь полей необозримых

В небе ходят без следа

Облаков неуловимых

Волокнистые стада.

Час разлуки, час свиданья —

Им ни радость, ни печаль;

 

Им в грядущем нет желанья

И прошедшего не жаль.

В день томительный несчастья

Ты об них лишь вспомяни;

Будь к земному без участья

И беспечна, как они!

 

Часть II

X

Демон

<...>

О! если б ты могла понять,

Какое горькое томленье

Всю жизнь, века без разделенья

И наслаждаться и страдать,

За зло похвал не ожидать

Ни за добро вознагражденья;

Жить для себя, скучать собой,

И этой вечною борьбой

Без торжества, без примиренья!

Всегда жалеть и не желать,

Всё знать, всё чувствовать, всё видеть,

Стараться всё возненавидеть

И всё на свете презирать!..

Лишь только божие проклятье

Исполнилось, с того же дня

Природы жаркие объятья

Навек остыли для меня;

Синело предо мной пространство;

Я видел брачное убранство

Светил, знакомых мне давно...

Они текли в венцах из злата;

Но что же? прежнего собрата

Не узнавало ни одно.

Изгнанников, себе подобных,

Я звать в отчаянии стал,

Но слов и лиц и взоров злобных,

Увы! я сам не узнавал.

И в страхе я, взмахнув крылами,

Помчался — но куда? зачем?

Не знаю... прежними друзьями

Я был отвергнут; как Эдем,

Мир для меня стал глух и нем.

По вольной прихоти теченья

Так поврежденная ладья

Без парусов и без руля

Плывет, не зная назначенья;

Так ранней утренней порой

 

Отрывок тучи громовой,

В лазурной вышине чернея,

Один, нигде пристать не смея,

Летит без цели и следа,

Бог весть откуда и куда!

И я людьми недолго правил,

Греху недолго их учил,

Всё благородное бесславил

И всё прекрасное хулил;

Недолго... пламень чистой веры

Легко навек я залил в них...

А стоили ль трудов моих

Одни глупцы да лицемеры?

И скрылся я в ущельях гор;

И стал бродить, как метеор,

Во мраке полночи глубокой...

И мчался путник одинокой,

Обманут близким огоньком;

И в бездну падая с конем,

Напрасно звал — и след кровавый

За ним вился по крутизне...

Но злобы мрачные забавы

Недолго нравилися мне!

В борьбе с могучим ураганом,

Как часто, подымая прах,

Одетый молньей и туманом,

Я шумно мчался в облаках,

Чтобы в толпе стихий мятежной

Сердечный ропот заглушить,

Спастись от думы неизбежной

И незабвенное забыть!

Что повесть тягостных лишений,

Трудов и бед толпы людской

Грядущих, прошлых поколений

Перед минутою одной

Моих непризнанных мучений?

Что люди? что их жизнь и труд?

Они прошли, они пройдут...

Надежда есть — ждет правый суд:

Простить он может, хоть осудит!

Моя ж печаль бессменно тут,

И ей конца, как мне, не будет;

И не вздремнуть в могиле ей!

 

 

4.Соотнесите картину, название и автора.

 

5.Царские сановники—палачи русского народа

Шаржи Б. Кустодиева  «Олимп». ( «Адская почта»  1906 год.)

 

 

6.Знаете ли вы творчество И.Е Репина? Соотнесите картины и их названия:

7.Соотнесите:

 

8. Соотнесите:

 

 

1.    «Журавли летят».

 

1.    И.Е.Репин.

2.    «Императрица Елизавета Петровна в Царском селе».

 

2.    А.П.Рябушкин.

3.    «Блок».

 

3.    Н.С.Гончарова

4.    «На миру».

 

4.    В.А.Серов.

5.    Славянские композиторы. Групповой портрет.

 

5.    Н.А.Ярошенко.

6.    «Видение отроку Варфоломею».

 

6.    С.Коровин.

7.    «Девушка с кувшином».

 

7.    М.В.Нестеров.

8.    «Корабли времен Петра I».

 

8.    А.Е.Архипов.

9.    «Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)».

 

9.    А.В.Лентулов.

10.                      «Приезд иностранцев. 17 век».

 

10.Ф.А.Малявин.

11.                      «Василий Блаженный».

 

11.А.С.Степанов.

12.                      «Прачки».

 

12.К.А.Сомов.

13.                      «Похищение Европы».

 

13.Е.Е.Лансере.

14.                      «Вихрь».

 

14.С.В.Иванов.

15.                      «Всюду жизнь».

 

15.А.М.Васнецов.

16.                      «Шахтерка».

 

16.Н.А.Касаткин.

17.                      «Озеро».

 

 

18.                      «Купанье лошадей».

 

 

19.                      «Арлекин и дама».

 

 

 

 

9.Пейзаж. Соотнесите картины, названия картин  и авторов?

 

10.Итоговые задания:

 

Задание №1: Чем была вызвана утрата жанровой живописью господствующего положения в нач. XX века?

Задание №2: Как вы можете пояснить появление огромного количества художественных направлений в нач. XX века?

Задание №3: Назовите общие черты новых художественных направлений объединенных общим названием « модерн» в начале XX века.

Задание №4: Перечислите новые направления в живописи и их представителей кон.XIX – нач. XX веков.

Задание №5: По словам Н.Бердяева, в России в начале XX века был настоящий культурный ренессанс. Согласны ли вы с этим утверждением?

Задание №6: Состав художественных объединений был текуч и подвижен. В чем вы усматриваете причину таких передвижений художников: в измене принципам или в творческом начале личности?

 

 На главную

 

К началу страницы

 


 

 

 

 

Хостинг от uCoz