Из истории изобразительного искусства России. Живопись конца XIX – начала XX века. |
|
Викторины.
|
Викторина.
О каком художнике идет речь?
1.Отдельные черты личности художника проступают в чеховской «Попрыгунье» (где отражен роман с художницей С. П. Кувшинниковой), «Чайке» (где поступок Треплева, застрелившего чайку, воспроизводит аналогичный каприз друга-охотника). Художник пишет другу о его пьесе «Чайка» (в 1899): «От нее веет той грустью, которой веет от жизни, когда всматриваешься в нее». (И.И.Левитан.)
2.«Я человек 60-х годов, ... для меня еще не умерли идеалы Гоголя, Белинского, Тургенева, Толстого и др. идеалистов …окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст; действительность слишком возмутительна, чтобы со спокойной совестью вышивать узоры». Однако он остается и блестящим мастером формы, этих самых «узоров», чутко воспринимая веяния и импрессионизма, и символизма. (И.Е.Репин.)
3.Мечтательный темперамент художника («Живу в мире грез и фантазий среди березовых рощ, задремавших в глубоком сне осенних туманов», — пишет он А. Н. Бенуа в 1905 из Тарусы) не лишает его произведения чувства историчности. Поэтика усадебной жизни наполнена у него (так же, как в литературе того времени — в произведениях А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. Белого и др.) предчувствием приближающихся роковых, катастрофических рубежей. ( Борисов - Мусатов.)
4. «Как-то вечером … прочитал книжку Анатоля Франса Puit de Sainte-Claire («Источник святой Клары»). Большое впечатление на него произвел тот рассказ, где старый сатир повествует о давно прошедших временах («Святой сатир»). На другое же утро …. на моих глазах соскоблил начатый портрет жены и на его месте принялся писать «Пана» (сам он называл его «Сатир»). Эта работа так увлекла его, что через день он позвал жену и меня и уже демонстрировал нам почти вполне законченную картину! Пейзаж на картине взят с натуры; это вид с террасы хотылевского дворца на открывающиеся дали». (Врубель.) 5.«Ведь я совсем не собирался писать «морских царевен» в своей «Жемчужине»..., — говорил …, — Я хотел со всей реальностью передать рисунок, из которого слагается игра перламутровой раковины, и только после того, как сделал несколько рисунков углем и карандашом, увидел этих царевен, когда начал писать красками». (Врубель.)
6.Абстрактные полотна группировались художником по трем циклам: «Импрессии», «Импровизации» и «Композиции». Ритм, эмоциональное звучание цвета, энергичность линий и пятен его живописных композиций были призваны выразить мощные лирические ощущения, сходные с чувствами, пробуждаемыми музыкой, поэзией, видами прекрасных ландшафтов. ( В.В.Кандинский.)
7.Нет лучше страны, чем Россия!- восклицал он - Только в России может быть настоящий пейзажист! Можно подумать, что красоты других стран оставляли его холодным. Ничего подобного. «Сижу теперь у подножия Mont Blanc и трепещу от восторга! Высоко, далеко, прекрасно!- писал он из Италии. … и он же «Смертельно хочется в Россию…мучительно хочется видеть тающий снег, березку…» Трепеща от восторга, он пишет этюды снежных гор, синего моря…, но в картины превращаются только пейзажи России. Его картины называют «школой любви к Родине». (И.И.Левитан.) 8.Две его Леночки - сестра и жена застыли у пруда, а он уже третий час стоит перед мольбертом. ( Борисов - Мусатов.) 9. Природы не было. Траву, цветы, кустарник задушили груды выработанных пород. Два раза в сутки появлялись шахтеры. Они шли угрюмые, чернолицые, чернорукие и их пропитанная углем одежда поблескивала графитом. И тогда приходил человек с чемоданчиком -Тикай вот он - кричали мальчишки. Размыкались губы, казавшиеся белыми на черном лице, и шахтер сурово предупреждал: -Ты здесь не ходи! -Почему? Разве я делаю что-то дурное?- беспомощно говорил человек с чемоданчиком. -Не желаем!- не вдаваясь в объяснения, выдыхали белые губы. Девять лет подряд выезжал он в Донбасс и выставлял на передвижных выставках «черные картины». А позднее к нему специально приходили и просили писать с них портреты. Он отсылал их к фотографу, но они говорили: «Нет. У тебя – мы настоящие». (Касаткин.)
10. Его манера писать «разноцветными кубиками» (по словам Ф. И. Шаляпина) иной раз трактовалась как преддверие кубизма. Зрелая манера мастера — с его «кристаллическим» рисунком, дробящим мир на орнаментальные плоскости и в то же время подчеркивающим его космическое единство, с искрящимся великолепием колорита в диапазоне между фиолетовым и золотым («борьба золота и синевы», по словам А. А. Блока). (Врубель)
11. И я счастлив, что лицо моего квадрата не может слиться ни с одним мастером, ни временем. Не правда ли? Я не слушал отцов и я не похож на них. И я - ступень. В искусстве есть обязанность выполнения его необходимых форм, помимо того, люблю я их или нет. Нравится или не нравится - искусство об этом вас не спрашивает, как не спросило, когда создавало звезды на небе. ( Малевич)
|
Шипякова О.П.
|